Что такое трансгуманизм

Новое время

  • Автор: Alex
  • Администратор
  • Откуда: Хабаровск
  • Зарегистрирован: 2007-12-01
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 813
  • Уважение: +2
  • Позитив: +1
  • Пол: Мужской
  • Возраст: 27 [1990-12-18]
  • ICQ: 499788999

Трансгумани́зм (англ. transhumanism; иногда обозначается как >H или H+) — философское движение, в основе которого лежит предположение, что человек не является последним звеном эволюции, а значит, может совершенствоваться до бесконечности.

Последователи движения утверждают, что можно и нужно ликвидировать старение и смерть; значительно повысить умственные и физические возможности человека; изучать достижения, перспективы и потенциальные опасности использования науки, технологий, творчества и других способов преодоления фундаментальных пределов человеческих возможностей. Следует различать философию трансгуманизма и трангсуманизм как мировоззрение.

Термин «трансгуманизм» впервые применил биолог Дж. Хаксли в 1957 году. Он назвал трансгуманистом человека, который самосовершенствуется, чтобы овладеть новыми умениями и способностями, но при этом остается человеком. В то время этот термин не нашел распространения и с 1980-х годов используется в ином, современном значении, имеющем фактически противоположный смысл: трансгуманисты хотят не «остаться людьми», а наоборот — перестать ими быть, став более совершенными существами. Некоторые подчеркивают это текстуально, называя себя не трансгуманистами, а трансхьюманами (англ. transhuman; во избежание ассоциаций с гуманистами), или же нелюдями.

В 1966 году ирано-американский футурист ФМ-2030 назвал трансгуманистами людей, имевших особое мировоззрение и стиль жизни, направленный на самосовершенствование. Это те люди, которые используют современные достижения науки и техники для перехода к «постчеловеку» — существу, обладающему принципиально новыми способностями. Трансгуманист — это переходной этап от обычного человека к постчеловеку.

Современное определение трансгуманизма, данное в начале статьи, ввел философ М. Мор.

Главной целью трансгуманизма является бесконечное совершенствование человека с использованием всех возможных для этого способов. Для достижения этой цели трансгуманизм предлагает:

* всячески поддерживать технический прогресс и не дать ему остановиться;

* изучать достижения науки и техники, вовремя предотвращать опасности и нравственные проблемы, которые могут сопутствовать внедрению этих достижений;

* расширять свободу каждого отдельно взятого человека, используя научно-технические достижения;

* как можно более отдалить, а в идеале — отменить старение и смерть человека, дать ему право самому решать, когда умирать и умирать ли вообще;

* противостоять учениям и организациям, имеющих цели, противоположные идеям трансгуманизма — энвайронментализм в фанатичной форме (отказ от технического развития, «возвращение к природе»), национализм, этатизм и фашизм.

Трансгуманисты поддерживают разработку новых технологий; особенно перспективными они считают нанотехнологию, биотехнологию, информационные технологии, разработки в области искусственного интеллекта, загрузки сознания в память компьютера и крионику.

Многие трансгуманисты считают, что непрерывно ускоряющийся технический прогресс уже к 2030—2050 годам позволит создать постчеловека, способности которого будут принципиально отличаться от способностей современных людей. Особенно в этом помогут генная инженерия, молекулярная нанотехнология, нейрофармацевтика, создание нейропротезов и прямых интерфейсов «машина—мозг».

Также многие трансгуманисты считают, что поскольку скорость развития техники увеличивается экспоненциально, то наступит время, когда важные открытия будут совершаться практически сразу, в одно и то же время (явление технологической сингулярности).

Источник: Википедия. (Подробнее смотреть в разделе "Статьи по Трансгуманизму).

P.S. Проникнуться духом Трансгуманизма можно в книге Юрия Никитина "Трансчеловек" — но всеже к ней стоит относиться с известной осторожностью, и не делать поспешных выводов, это в первую очередь мысли и видение автора помноженное на художественное изложение.

  • Автор: Alex
  • Администратор
  • Откуда: Хабаровск
  • Зарегистрирован: 2007-12-01
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 813
  • Уважение: +2
  • Позитив: +1
  • Пол: Мужской
  • Возраст: 27 [1990-12-18]
  • ICQ: 499788999

Трансгуманизм («постгуманизм» или «ньюгуманизм») – это новый этап в развитии гуманизма, научно ориентированное мировоззрение, согласно которому современный человек не является вершиной эволюции, но, скорее – началом эволюции вида “Homo sapiens”. Появление трансгуманизма подготовлено всем ходом научно-технического и культурного прогресса и открывает перспективы удовлетворения самых сокровенных, самых глубинных желаний человека.

Трансгуманизм можно описать как продолжение гуманизма, от которого он частично и происходит. Гуманисты верят, суть людей в том, что лишь отдельные личности имеют значение. Мы можем не быть идеальными, но мы можем улучшить положение вещей и содействовать рациональному мышлению, свободе, терпимости и демократии. Трансгуманисты согласны с этим, но они также придают особую важность тому, кем мы потенциально можем стать. Мы не только можем использовать разумные способы улучшения положения человека и окружающего мира; мы также можем использовать их, чтобы улучшить себя, человеческий организм. И доступные нам методы не ограничены теми, которые обычно предлагает гуманизм, такими как образование. Мы можем использовать технологические способы, которые в итоге позволят нам выйти за пределы того, что большинство считает человеческим.

Трансгуманисты считают, что благодаря ускоряющемуся научно-техническому прогрессу, мы выходим на совершенно новый этап в развитии человечества. В ближайшем будущем мы столкнемся с возможностью настоящего искусственного разума. Будут созданы новые инструменты познания, которые объединят в себе искусственный интеллект с новыми видами интерфейсов. Молекулярная нанотехнология обладает достаточным потенциалом, чтобы создать изобилие ресурсов для каждого человека и предоставить нам полный контроль над биохимическими процессами в наших телах, позволив нам избавиться от болезней. Посредством перестройки или фармакологической стимуляции центров удовольствия в мозгу, мы сможем испытывать больший спектр эмоций, бесконечное счастье и неограниченные по интенсивности радостные переживания каждый день.

Термин «трансчеловек» (означает «переходный человек») – самосознающее существо, впервые детально описанное футуристом FM-2030 как потенциальный шаг на пути эволюции в постчеловека. Называя транслюдей «первым проявлением новых эволюционных существ», FM называет такие признаки трансчеловечности как улучшение тела имплантантами, бесполость, искусственное размножение и распределенную индивидуальность.

По первоначальному определению FM, транслюди не обязательно должны быть наиболее ориентированными на будущее или самыми сведущими в технологии людьми, и не обязательно должны осознавать свою «связующую роль в эволюции». Однако по мере того, как идеи FM распространялись и все большее число людей начинало считать себя трансгуманистами, понятие трансчеловека стало включать в себя аспекты самоидентификации и активной деятельности, как показано в этом определении из «Словаря трансгуманистической терминологии»: трансчеловек – некто, активно готовящийся стать постчеловеком, достаточно информированный, чтобы увидеть в будущем радикально новые возможности, готовящийся к ним и использующий все существующие возможности для самоулучшения.

Многие трансгуманисты уже считают себя транслюдьми, поскольку возможности человеческих тела и разума уже значительно увеличились благодаря использованию множества современных инструментов. Ожидается дальнейший прогресс в создании и использовании новых глобальных систем связи, а также методов модификации тела и продления жизни. Любой человек, который использует эти растущие возможности, сможет с какого-то момента считаться трансчеловеком.

Постчеловек – это потомок человека, модифицированный до такой степени, что уже не является человеком. В качестве постчеловека, вы будете обладать умственными и физическими возможностями, далеко превосходящими возможности любого, не модифицированного человека. Вы будете умнее, чем любой человек-гений и будете обладать намного более совершенной памятью. Ваше тело не будет подвержено заболеваниям, и оно не будет разрушаться с возрастом, что обеспечит вам неограниченную молодость и энергию. Вы сможете получить гораздо большие способности испытывать эмоции, удовольствие и любовь или восхищаться красотой. Вам не придется испытывать усталость или скуку и раздражаться по мелочам.

Средства, которые трансгуманисты собираются использовать для превращения в постлюдей включают следующие:

Искусственный интеллект (некоторые считают, что искусственные интеллекты станут первыми постлюдьми);

Лекарства для изменения настроения;

Терапия против старения;

Программы для управления информацией;

Лекарства для улучшения памяти;

Экономические изобретения (такие как фьючерсы на идеи, совместная обработка информации, и т. д.); (Фьючерсы на идеи – это рынок, на котором люди будут делать ставки на научные гипотезы или предсказания о будущем, таким образом, формируя согласованное общее мнение)

Постлюди могут оказаться полностью искусственными созданиями (основанными на искусственном интеллекте) или результатом большого числа изменений и улучшений биологии человека или трансчеловека. Некоторые постлюди могут даже найти для себя полезным отказаться от собственного тела и жить в качестве информационных структур в гигантских сверхбыстрых компьютерных сетях. Иногда говорят, что мы, люди, не способны представить себе, ЧТО значит быть постчеловеком. Их дела и стремления могут оказаться так же недоступны нашему пониманию, как обезьяне не понять сложности человеческой жизни.

Опасны ли трансчеловеческие технологии?

Да, и это означает, что мы должны изучать и обсуждать возможные проблемы до того, как они станут реальностью. Биотехнология, нанотехнология и искусственный интеллект могут оказаться источником серьезной опасности, если их использовать неосторожно или злонамеренно. Трансгуманисты считают очень важным, чтобы люди серьезно задумались над этими вопросами. Прямо сейчас.

Существует множество этических, социальных, культурных, философских и научных вопросов, которые необходимо детально изучить и обдумать. Необходимы исследования, а также максимально широкое обсуждение. Мы также должны создать организации и международные структуры, которые помогут нам проводить ответственную политику и принимать продуманные правила. Все это требует времени, и чем скорее мы начнем, тем больше наши шансы избежать самых опасных ловушек.

Что значит «лучше»?

Трансгуманизм совместим со множеством этических систем, и трансгуманисты придерживаются различных взглядов. Тем не менее, со следующими идеями согласно большинство трансгуманистов:

Трансгуманисты считают, что можно говорить об улучшении положения человечества, если улучшилось положение отдельных людей. Обычно только сам человек может судить о том, что хорошо для него или для нее. Поэтому трансгуманисты являются сторонниками личной свободы, в особенности, морального права для тех, кто этого хочет, использовать технологию для расширения своих умственных и физических возможностей и увеличения контроля над собственной жизнью.

С этой точки зрения, улучшением в положении человечества будет изменение, которое увеличивает возможности отдельных людей осознанно изменять себя и свою жизнь в соответствии со своими информированными желаниями. Обратите внимание на слово «осознанно». Важно, чтобы люди понимали, между какими вариантами они выбирают. Образование, свобода информации, информационные технологии, фьючерсы на идеи и, возможно, усиление интеллекта, способны помочь людям делать более информированный выбор.

Трансгуманизм – это практическая философия, которая может быть очень утилитарной. Поэтому существует множество способов применять его в своей жизни:

Используйте диеты и упражнения, чтобы поправить здоровье и увеличить продолжительность жизни;

Заключите договор на крионическую заморозку;

Зарабатывайте, инвестируя в акции технологических компаний;

Используйте лекарства для изменения настроения и характера или ноотропные препараты для улучшения мыслительных функций;

Используйте для саморазвития различные когнитивные или психологические методики (учебные методики, НЛП, управление временем, мнемонику, медитацию, критическое мышление);

Учитесь с пользой использовать новые информационные технологии;

Принимайте пищевые добавки (витамины, минеральные вещества, жирные кислоты, гормоны), чтобы понизить риск сердечно-сосудистых заболеваний и рака, и возможно, замедлить старение;

Создавайте произведения трансгуманистического искусства.

В общем, постарайтесь жить более насыщенной и ответственной жизнью. Помочь в этом может настрой, разделяемый многими трансгуманистами, который называется активный оптимизм (или практический оптимизм): уверенность в том, что желанные результаты, как правило, могут быть достигнуты, но только благодаря упорному труду и правильным решениям.

В настоящее время происходит активное осмысление практически всех сторон действительности с трансгуманистических позиций. Все большее число ученых, философов и социальных мыслителей разделяют идеи трансгуманизма. Международные трансгуманистические организации Институт Экстропии (Extropy Institute) и Всемирная Трансгуманистическая Ассоциация (World Transhumanist Association) публикуют онлайновые журналы и организующие конференции по вопросам трансгуманизма. Во многих странах существуют местные трансгуманистические группы, а в США практически в каждом крупном городе действуют дискуссионные группы. Растущий объем материалов о трансгуманизме публикуется в Интернет, а также в книгах и журналах.

Российское Трансгуманистическое Движение

За последние годы среди ведущих ученых в области компьютеров, нейробиологов, нанотехнологов и исследовательских центров переднего края технического развития начала все более утверждаться новая парадигма мышления относительно будущего человечества. Новая парадигма отклоняет одно важное предположение, неявно присутствующее как в традиционной футурологии, так и фактически во всем сегодняшнем политическом мышлении. Это предположение о том, что «человеческое состояние» является неизменным. Считалось, что современные процессы могут сколь угодно перестраиваться; богатства может быть увеличены и перераспределены; инструментальные средства могут разрабатываться и усовершенствоваться; культура может изменяться сколь угодно радикально; но что при этом сама человеческая природа не меняется.

Это предположение более не правомерно, а возможно, что оно никогда и не было правомерным.

Рассмотрим следующие из них:

Суперинтеллект означают любую форму искусственного интеллекта, основанного, например, на самообучающихся нейронных сетях, которые способны превзойти лучшие из человеческих умственных способностей фактически в каждой дисциплине, включая научный творческий потенциал, практическую мудрость и социальные навыки. Некоторые ученые считают, что и аппаратные средства, и программное обеспечение, требуемое для суперинтеллекта, могут быть разработаны уже в первые десятилетия наступившего столетия.(Moravec, 1998; Bostrom, 1998.)

Эмоциональное благополучие путем перекалибровки центра удовольствий

Антидепрессанты и генная терапия дадут гораздо больше, чем поверхностные (или одномерные) удовольствия. Они смогут менять характер индивидуальности человека. Они смогут помочь преодолению застенчивости, устранить ревность (Kramer, 1994), увеличить творческий потенциал, углубить эмоциональные переживания и расширить способности к сочувствию. Вспомните обо всех благих пожеланиях, посте и самодисциплине, которым люди пытались облагородить себя и других. Вскоре станет возможным намного более полное достижение тех же самых целей путем ежедневного глотка коктейля или пилюли.

Уже сегодня, колонизация космоса технически выполнима, хотя и дорогостояща. Как только стоимость снизится, станет экономически и политически возможным начать реальную колонизацию космоса. Следует обратить внимание на то, что, как только будет развернута первая колония, способная запускать свои собственные зонды для дальнейшей колонизации, процесс самокопирования пойдет по экспоненте, что даст возможность дальнейшего распространения по миллионам звезд в нашей галактике, а затем и по миллионам других галактик без какого бы то ни было дальнейшего вмешательства с Земли. Конечно, по человеческим масштабам такая цепь событий займет довольно много времени. Интересно отметить то, как мы близки к возможности инициализировать цепочку событий, имеющих такие важные последствия, как заполнение всей наблюдаемой вселенной нашими потомками.

Можно доказывать осуществимость применения радикальной генной терапии и других биологических методов для блокирования процессов нормального старения и стимулирования механизмов омоложения и восстановления организма. Возможно также, что ничто, кроме нанотехнологии не будет способно это сделать. По крайней мере, нынешняя довольно дорогая гормональная терапия, имеющая, по-видимому, некоторое воздействие на общую жизнеспособность пожилых людей, не показала пока еще ничего более эффективного для продления жизни, чем контроль за потреблением калорий.

Во всем этом, конечно, риск столь же велик, как и все потенциальные выгоды. В дополнение к опасностям, которые уже известны (хотя возможно пока и не вполне адекватно), такие, как главные опасности военного, террористического или случайного бедствия, включая ядерное, химическое, вирусные или бактериологические агенты, новые технологии угрожают опасностями совсем другого порядка. Нанотехнология, например, может представлять ужасную угрозу нашему существованию, если будет получена некой террористической группой прежде, чем будут разработаны адекватные системы защиты. Нет даже четкой уверенности, что адекватная защита здесь вообще возможна. Именно в этом главная опасность нанотехнологической мировой агрессии. При этом не трудно предугадать, что имеются и другие опасности, которые мы себе не способны пока даже вообразить.

Даже в его существующей форме, Интернет имеет огромное воздействие на жизнь людей, хотя его сети только еще начинают разворачиваться. Это одна из областей, где радикальные перемены замечены и обсуждаются весьма широко.

Люди, охлаждаемые по сегодняшней технологии не смогут, вероятно, быть возвращены к жизни ничем иным кроме развитой нанотехнологии. Даже если бы мы могли быть абсолютно уверены, что она будет когда-нибудь разработана, то все еще не было бы никакой гарантии, что вся игра с охлажденим клиента будет успешной — возможно существа будущего вообще не будут заинтересованы в возвращении к жизни современных людей. Однако даже 5 или 10 % шансов на успех достаточны, чтобы заключить разумный контракт с людьми, которые могут себе позволить помещение их на длительное хранение. В случае возвращения к жизни, они могли бы ожидать своего вечного существования при условии, что они сами этого захотят. Такие перспективы могут показаться очень отдаленными. Однако трансгуманисты полагают, что их нельзя исключать, как это обычно делается.

Постулат Технологии означает гипотезу о том, что некоторые из перечисленных пунктов, или их замена представляющимися столь же весомыми, станут выполнимыми в пределах, скажем, семидесяти лет, а возможно, и еще скорее. Это — антитеза тому предположению, что человеческое состояние является неизменным. Постулат Технологии чаще всего предполагается в аргументах трансгуманистов. Но это не результат слепой веры; это гипотеза, которая приводит в свою пользу доводы, построенные на определенных научных и технологических основаниях. Если мы считаем, что Постулат Технологии верен, то какие последствия это может иметь для нашего миропонимания и времяпрепровождения? Как только мы приходим к пониманию этого вопроса, мы приходим к глубоким заключениям.

Отсюда мы пришли к трансгуманистической философии и политическому движению. Трансгуманизм это не просто абстрактная вера, что мы собираемся превысить наши биологические пределы посредством технологии; это также попытка переоценить полностью всю категорию человеческого, как она традиционно понимается. Это предложение дальновидного и конструктивного подхода к нашему новому положению. Первичная задача состоит в том, чтобы вызвать по возможности самое широкое обсуждение всех этих положений и улучшить их понимание общественностью. Повестка дня трансгуманизма простирается намного шире круга компьютерных ученых, нейробиологов, программных проектировщиков и специалистов по другим высоким технологиям. Трансгуманизм рассчитан не только на тех, кто привык иметь дело с методом футурологии. Он рассчитан на все наше общество в целом.

1. Bostrom N., 1998. How long before superintelligence? / International Journal of Futures Studies, 2. (Доступно также на

2. Bostrom N., 1998. Investigations into the Doomsday Argument /

3. Bostrom N., 1997. The Fermi Parado/

4. A., 1997. Collaborative Information Filtering / http://www.lucifer.com/

5. Drexler E., 1992. . John Wiley & Sons, New York

Что такое трансгуманизм

Трансгумани?зм (англ. transhumanism ; иногда обозначается как >H или H+) — современное философское движение, в основе которого лежит предположение, что человек не является последним звеном эволюции, а значит, может совершенствоваться до бесконечности [1] .

Последователи движения утверждают, что можно и нужно ликвидировать старение и смерть; значительно повысить умственные и физические возможности человека; изучать достижения, перспективы и потенциальные опасности использования науки, технологий, творчества и других способов преодоления фундаментальных пределов человеческих возможностей. Следует различать философию трансгуманизма и трансгуманизм как мировоззрение.

Термин «трансгуманизм» имеет давние истоки. Впервые слово «transhumane» использовал Данте Алигьери в своей «Божественной комедии». Нынешний смысл это слово приобрело только с середины XX века (в 1957 году), когда знаменитый биолог Джулиан Хаксли назвал трансгуманистом человека, который самосовершенствуется, чтобы овладеть новыми умениями и способностями.

В 1966 году ирано-американский футурист ФМ-2030 (Ферейдун М. Эсфендиари) назвал трансгуманистами людей, имевших особое мировоззрение и стиль жизни, направленный на самосовершенствование [1] . Это те люди, которые используют современные достижения науки и техники для перехода к «постчеловеку» — существу, обладающему принципиально новыми способностями [2] .

Современное определение трансгуманизма, данное в начале статьи, ввел философ М. Мор.

Главной целью трансгуманизма является бесконечное совершенствование человека с использованием всех возможных для этого способов. Для достижения этой цели трансгуманизм предлагает:

  • всячески поддерживать технический прогресс;
  • изучать достижения науки и техники, вовремя предотвращать опасности и нравственные проблемы, которые могут сопутствовать внедрению этих достижений;
  • расширять свободу каждого отдельно взятого человека, используя научно-технические достижения;
  • как можно более отдалить, а в идеале — отменить старение и смерть человека, дать ему право самому решать, когда умирать и умирать ли вообще;
  • противостоять учениям и организациям, имеющих цели, противоположные идеям трансгуманизма — энвайронментализм в фанатичной форме (отказ от технического развития, «возвращение к природе»), религиозный фундаментализм, традиционализм, и прочие формы идеологий антимодернизма и антипрогрессизма.

Трансгуманисты поддерживают разработку новых технологий; особенно перспективными они считают нанотехнологию, биотехнологию, информационные технологии [4] , разработки в области искусственного интеллекта, загрузки сознания в память компьютера и крионику.

Многие трансгуманисты считают, что непрерывно ускоряющийся технический прогресс уже к 2050 годам позволит создать постчеловека, способности которого будут принципиально отличаться от способностей современных людей. Особенно в этом помогут генная инженерия, молекулярная нанотехнология, нейрофармацевтика, создание нейропротезов и прямых интерфейсов «компьютер—мозг».

Также многие трансгуманисты считают, что поскольку скорость развития техники увеличивается экспоненциально, то наступит время, когда важные открытия будут совершаться практически сразу, в одно и то же время (явление технологической сингулярности).

Проблемы, решаемые в рамках философии трансгуманизма Править

Выделяют следующие проблемы (угрозы), связанные с научно-техническим прогрессом, решаемые в рамках философии трансгуманизма [1] :

  1. Недостижимость (аргумент «Футурхупа» — расхваливания будущего).
  2. Высокомерие (аргумент игры в бога).
  3. Презрение к плоти (аргумент источника молодости)
  4. Упрощение человеческой личности (аргумент «Достаточно»).
  5. Генетическое дробление (аргумент «Гаттаки»)
  6. Разделение общества на Высших и Низших (аргумент социальной справедливости). В частности, рассматривается угроза расслоения человечества на бессмертную, неуязвимую и почти всемогущую финансово-политическую верхушку и подконтрольную ей массу «обычных» людей.
  7. Угроза нравственности и демократии (аргумент «Дивного нового мира»).
  8. Дегуманизация (аргумент Франкенштейна).
  9. Фантом принуждения (аргумент евгенических войн).
  10. Угрозы существованию (аргумент Терминатора)

Перечисленные проблемы иногда связывают не с научно-техническим прогрессом и его последствиями, а с трансгуманизмом как мировоззрением, рассматривая их нерешённость в качестве аргумента против трансгуманизма.

Часть трансгуманистов пытаются разрешить некоторые из перечисленных проблем, используя вывод из основного принципа трансгуманизма: «Человек должен эволюционировать дальше, любыми доступными методами». Понятие эволюции включает в себя принцип: «Выживает наиболее приспособленный». Следовательно, с позиций ряда трансгуманистов, все кто не эволюционирует — должны отойти на второй план и, со временем, освободить ресурсы и жизненное пространство.

Большинство трансгуманистов не поддерживают эту точку зрения и считают, что развитие технологий (в частности, нанотехнологий) даст избыток ресуров и жизненного пространства, достаточных для всех — для людей, транслюдей и постлюдей.

Само понятие и перспективы улучшения человека вызвали множество споров и дискуссий. Так, Френсис Фукуяма назвал трансгуманизм «самой опасной в мире идеей» [5] . Критика трансгуманизма и его предложений имеет две основных формы (часто дополняющие друг друга):

  • «практическую» — возражения против достижимости целей трансгуманизма;
  • «этическую» — возражения против нравственных принципов и мировоззрения тех, кто поддерживает трансгуманизм либо является трансгуманистом как таковым.

Критики часто видят в целях трансгуманистов угрозу общечеловеческим ценностям, государственным социальным программам и распространению гражданских прав и свобод. Одним из крайних аргументов является сопоставление целей (а иногда и декларируемых методов) трансгуманизма и евгеническими исследованиями.

Такого рода критика не имеет под собой объективных оснований. Большинство трансгуманистов [6] выступает за:

  1. защиту личных свобод человека, укрепление традиций демократии
  2. поддержку социальных программ по улучшению системы образования и развития информационных технологий
  3. поддержку разработок по созданию более совершенных технологий и производств, и за счёт этого — решение проблемы бедности, разрешение экологического кризиса, улучшение качества жизни людей и др.

Часто критика программы трансгуманизма содержится в художественных произведениях и фантастических фильмах, которые, однако, больше рисуют воображаемые миры, нежели анализируют проблему.

Предметом дискуссий остаётся вопрос, является ли трансгуманизм ветвью «постгуманизма», а также то, как стоит определить постгуманизм, принимая во внимание трансгуманизм. Последний часто характеризуется как разновидность или активная форма постгуманизма, причём как его консервативными, христианскими и прогрессивными критиками, так и про-трансгуманистически настроенными учёными, которые, например, называют его «философским постгуманизмом». Общей чертой трансгуманизма и постгуманизма является предсказание некоего нового разумного вида, в который эволюционирует человек. Этот новый вид пополнит или даже заменит человечество. Трансгуманисты подчёркивают эволюционную перспективу, поддерживают направленную эволюцию, ведущую в «постчеловеческое будущее».

Также на трансгуманизм повлияла идея создания Искусственного Интеллекта, предложенная, в частности, Гансом Моравецем. Идеи Моравеца и трансгуманизм характеризовались как «апокалипсическая» форма постгуманизма, противопоставленная «культурному постгуманизму» в гуманитарных науках и искусстве. В то время как такой «культурный постгуманизм» направляет усилия на переосмысление отношений человека и всё более усложняющихся машин, трансгуманизм не только не желает отказываться от устаревших концепций «автономного свободного субъекта», но и распространяет их в постгуманистическую область. Самоопределение трансгуманизма как закономерного продолжения идей Просвещения согласуется с этой точкой зрения.

Некоторые светские гуманисты представляют трансгуманизм результатом движения свободомыслия и указывают, что трансгуманисты отличаются от основного течения гуманизма концентрацией на технологических подходах к решению проблем человека, в том числе, проблемы его смертности. Однако другие прогрессивисты указывают, что постгуманизм, будь то его философские или активистские формы, стремится уйти от вопросов социальной справедливости, реформирования социальных институтов и других центральных проблем Просвещения, к нарциссическому стремлению к бесконечному улучшению человеческого тела в поисках лучших форм существования. С этой точки зрения, трансгуманизм отходит от целей гуманизма и Просвещения.

Вопросы философии трансгуманизма обсуждаются на всероссийских и международных научных конференциях, организуемых Институтом философии РАН и Российским философским обществом [7] [8] . Междисциплинарный семинар по трансгуманизму и научному иммортализму является первичной организацией Российского философского общества [9] . В рецензируемых философских журналах публикуются работы по трасгуманистической проблематике [10] [11] [12] . На философском факультете МГУ читается спецкурс «Биотехнологии и трансгуманизм» [13] .

Ряд известных ученых, в частности директор Российского НИИ геронтологии профессор В.Шабалин, занимаются популяризацией трансгуманизма [14] .

  • Бостром, Ник — доктор философии
  • Вишев, Игорь Владимирович — доктор философских наук
  • Стёпин, Вячеслав Семёнович — доктор философских наук, академик РАН [15]
  • Фукуяма, Фрэнсис — доктор политических наук
  • Юдин, Борис Григорьевич — доктор философских наук, член-корреспондент РАН [16]

С момента зарождения трансгуманизма создано большое количество художественных произведений различных форм, в которых тем или иным образом отражены трансгуманистические идеи.

В современной научной фантастике довольно популярна тема расширения возможностей человека средствами науки, создано множество утопий и антиутопий. Ряд проблем трансгуманизма рассматривался за десятилетия до формирования движения — в произведениях Роберта Хайнлайна («жизни Лазаруса Лонга»), Артура Кларка («Конец Детства»), Станислава Лема («Кибериада») и других.

В произведениях жанра киберпанк (и особенно посткиберпанк) часто затрагиваются вопросы, поднимаемые философией трансгуманизма, популярны «трансгуманистические» технологии и концепции. В качестве примеров таких произведений можно назвать «Нейроманта» Гибсона и «Схизматрицу» Стерлинга. В ряде произведений жанра посткиберпанк (например, «Трансметрополитен») концепции транс- и постчеловечества описываются в явном виде.

Некоторые популярные книги, связанные с трансгуманизмом:

Начинают выделяются такие поджанры научной фантастики как «singularity fiction» и «transhumanist space opera» [17]

Что такое трансгуманизм: в — будущее по — лезвию бритвы

Что такое трансгуманизм: в будущее по лезвию бритвы

С древнейших времен человек мечтает о том, чтобы преодолеть границы своих возможностей: летать как птица, плавать как рыба, жить без болезней, а то и вовсе никогда не умирать. Реальность жестока, и часто людям приходится просто бороться за свою жизнь под гнетом трагических обстоятельств — но именно этот факт раз за разом приводит к тому, что наши мечты становятся реальностью. С помощью научно-технического прогресса и отличной социальной организации современный человек смог занять место на вершине пищевой цепи и сделать свою повседневную жизнь максимально безопасной. Как бы то ни было, прямого способа для качественного преодоления ограничений своей биологической природы до сих пор не существует. Но будет ли так всегда?

Трансгуманизм и постгуманизм — это родственные по идеологии концепции мировоззрений, опирающиеся на перспективы дальнейшей эволюции человека. Согласно им, в будущем на смену эпохе Homo sapiens придет более совершенное человечество, которое с помощью науки и передовых технологий избавится от большей части ограничений и проблем, навязанных нам собственным телом. Там, где естественная эволюция достигла своего предела, начнется эволюция искусственная, подконтрольная самим людям.

Трансгуманизм определяется как «интеллектуальное и культурное движение, которое ставит своей целью фундаментальное улучшение состояния человека с помощью прикладных достижений разума, особенно с помощью технологий устранения старения и значительного повышения интеллектуального, физического и психологического потенциала людей». Постчеловек уже не будет «человеком» в привычном нам сегодня смысле, а сами люди с точки зрения биологии потеряют единую видовую принадлежность. В основе этого, конечно, лежит идея о том, что на людях наших дней эволюция не закончилась, а лишь начала свой новый виток.

В глазах ретрофутуристов наша планета, на которой совершится переход от человека к постчеловеку, покрыта бетонными джунглями и неоновыми звездами

Сознание, свободное от ограничений физической оболочки — вот будущее человека по мнению трансгуманистов

Нанотехнологии, биотехнологии, информационные и когнитивные технологии — синтез множества различных научных направлений и есть, по большому счету, воплощение трансгуманизма. Художественная литература и кинематограф рисуют картины будущего с изрядной долей фантазии, однако сама по себе концепция направленной эволюции давно перестала быть фантастикой и постепенно превращается в окружающую нас реальность. Конечно, и на этом человек не остановится: бессмертие — это лишь удобный инструмент, позволяющий по‑настоящему пытливому уму, свободному от ограничений бренной плоти, продолжить познавать Вселенную и совершенствовать себя на качественно новом уровне.

Источники:
Новое время
Автор: Alex Администратор Откуда: Хабаровск Зарегистрирован: 2007-12-01 Приглашений: 0 Сообщений: 813 Уважение: +2 Позитив: +1 Пол: Мужской
http://newtime.forumbb.ru/viewtopic.php?id=4
Российское Трансгуманистическое Движение
Российское Трансгуманистическое Движение — информация о трансгуманизме, иммортализме, развитии технологий, будущем.
http://transhumanism-russia.ru/content/view/174/35/
Что такое трансгуманизм
Трансгумани?зм (англ. transhumanism; иногда обозначается как >H или H+) — современное философское движение, в основе которого лежит предположение, что человек не является последним звеном эволюции, а значит, может совершенствоваться до бесконечности. Последователи движения утверждают, что можно и…
http://ru.vlab.wikia.com/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B3%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC
Что такое трансгуманизм: в — будущее по — лезвию бритвы
Сегодня мы расскажем о том, что представляет из себя движение трансгуманистов и что ждет человечество в мире победившего научно-технического прогресса
http://www.popmech.ru/technologies/390482-chto-takoe-transgumanizm-v-budushchee-po-lezviyu-britvy/

COMMENTS