Интерпретация цветов

Интерпретация рисунка по предпочитаемым цветам

Интерпретация рисунка по предпочитаемым цветам позволяет быстро оценить эмоциональное состояние автора рисунка, выяснить основную проблему и пути ее решения. Диагностика по цветовому решению рисунка подходит и взрослым, и детям. Ребенок уже в 3 — 4 года выбирает тот цвет, который наиболее точно отражает его психоэмоциональное состояние.

Возьмите лист бумаги, краски (цветные карандаши, мелки) и нарисуйте рисунок на любую тему. Или попросите ребенка что-нибудь нарисовать.

Посмотрите на рисунок. Какие эмоции он у Вас вызывает? Нравится ли он Вам? Или рисунок неприятен? Если рисунок вызывает у Вас неприятные эмоции, если он Вам почему-то не нравится, то это говорит о наличии у автора рисунка какой-либо психологической проблемы.

Красный – цвет жизни, солнца, огня, цвет сердца, легких, мускулов. Он вызывает противоположные чувства: любовь и ненависть, радость и гнев. Он делает человека разговорчивым, возбуждает и усиливает эмоции. Он делает ленивых более активными и подвижными. Это цвет лидера и людей с твердым характером, высокой самооценкой. Этот цвет имеет большое витальное, жизненное значение. «Горение», чувство опасности, выраженный гнев, неистовые реакции, сильное эмоциональное реагирование, чрезмерная чувствительность, потребность в тепле и аффектации – все это присуще красному цвету. В рисунке использование красного цвета при изображении кирпича или печки дает меньше информации, чем использование, например, красного цвета при изображении ствола дерева. Аналогично и в отношении других цветов.

Оранжевый цвет олицетворяет радость и счастье, связан с экстраверсией, аффективным выплескиванием, эмоциональным отреагированием. Иногда оранжевый указывает на наличие беспокоящей неизвестной ситуации, связанной с «борьбой жизни и смерти», наличие амбивалентных импульсов. Он благотворно влияет на человека, который страдает от депрессии или склонен к излишнему пессимизму, помогая избавиться от проблемной ситуации. Оранжевый цвет олицетворяет дружеские отношения, общительность. Он способствует развитию интеллектуальных возможностей, самопознания, активного творчества. Этот цвет связан с эмоциональным здоровьем, является важным источником для восприятия новых идей и одновременно дает импульс для их реализации.

Желтый цвет может выражать бодрость, веселье, беспокойство, символизирует полуденное солнце и оказывает стимулирующее действие, продвижение вперед, очищает и обновляет живительные силы организма. Характеризует поиск внутреннего освобождения – несущего счастья, переход от бессознательного к сознательному компромиссному решению. В большей степени он воспринимается левым полушарием мозга, «интеллектуальной» половиной, и может оказывать положительное влияние на учебу и приобретение профессиональных навыков. Желтый цвет меняет настроение чем-то недовольных людей.

Зеленый цвет приводит в равновесие нашу энергию, действует успокаивающе, несет вдохновение. Зеленый – цвет здорового Эго, роста, новизны жизни, умиротворенности, чувства безопасности. Он указывает на наличие желания настоять на своем, самоутверждение.

Голубой и синий привносят ощущение мира и бесконечности, тишины, расслабляют человека, указывают на дистанцированностъ, отражают хорошо контролируемые эмоции, стремление к выходу из ситуации. Эти холодные цвета влияют на эндокринную систему, реакции на стресс, релаксацию, сексуальность, а также на систему защиты организма от аллергии и инфекций. Чересчур активные дети лучше учатся при синем цвете.

Фиолетовый, сиреневый, лиловый цвета отражают внутреннюю, эмоциональную привязанность человека. Можно наблюдать идентификацию испытуемого с фигурой, нарисованной этим цветом. Значением фиолетового является также стремление к духовному контакту, единению, он действует на подсознание и помогает человеку познавать себя. Сочетание желтого и фиолетового цвета рекомендуется применять в коллаже, который можно повесить над столом, где готовят уроки, – это повысит восприятие учебной информации.

Коричневый цвет указывает на потребность в безопасности, контакт с витальным, природным, на стремление к преодолению деструктивных сил, чтобы вернуться к здоровому состоянию.

Белый цвет содержит все цвета спектра поровну при их смешивании. Все цвета в нем равны. Белый цвет является первым шагом к гармонии. Он вдохновляет, помогает преодолевать трудности.

Серый цвет – нейтральный, отражает подавленность, отверженность, эмоциональную отгороженность.

Черный цвет – это цвет бессознательного, тьмы. Он выражает депрессивное состояние, подавленность, заторможенность, а иногда чувство неадекватности. Если черный используется для прорисовки тени в рисунке, то в некоторых случаях это может являться проекцией темных мыслей или страхов.

Избыток черного цвета в рисунке свидетельствует о том, что автор рисунка подавлен, выражает протест и нуждается в перемене обстановки.

Коричневый цвет в большом количестве указывает на отрицательные эмоции, дискомфорт, иногда болезненное состояние.

Преобладание зеленого цвета говорит о недостатке материнского тепла, стремлении к безопасности и нежелании даже малейших перемен.

Много красного на рисунке – показатель лидерства, силы воли и активности.

Обилие фиолетового цвета характерно для рисунка особо чувствительного и ранимого человека.

Желтый означает положительные эмоции. Избыток этого цвета в рисунке свидетельствует об оптимистическом настрое, любознательности, общительности и творческих наклонностях.

«Рептильная палитра» – все «грязные» оттенки, темные цвета, черный (не только в рисунке, но и в окружающих предметах, вещах, одежде) часто применяют люди, которые испытывают физический или психологический дискомфорт. Часто это цвета болезненного состояния. В такое состояние, кстати, может «погрузиться» вполне здоровый человек, если будет носить одежду именно таких цветов.

Натуральная палитра «Палитра детства» – все естественные, насыщенные, контрастные и яркие цвета. Такую палитру предпочитают здоровые люди с детства и до 30–45 лет. Идеально, когда ребенок выбирает такие цвета, так как они свидетельствуют об оптимальном психологическом состоянии.

Пастельная палитра. Это полупрозрачные, бледные и спокойные оттенки цветов. Обычно их выбирают люди зрелого возраста. Предпочтение такой палитры у детей или у достаточно молодых людей может быть признаком утомления, психического или душевного истощения.

Радужная палитра – блестящие или переливающиеся, как на голограмме, цвета. Обычно их выбирают люди, переживающие состояние «озарения», душевного подъема, совершившие открытие и т. п.

Психология цвета, значение цвета

Цветовой тест Люшера основан на экспериментально установленной зависимости между предпочтением человеком определенных цветов (оттенков) и его текущим психологическим состоянием. Тест Люшера также основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.

Методика Люшера характерен тем, что может за короткое время (время проведения — меньше 10 мин) дать глубокую и обширную, причем свободную от сознательного контроля испытуемого, характеристику его психологического состояния.

Зарубежные психологи применяют тест Люшера в целях профориентации при подборе кадров, комплектовании производственных коллективов, в этнических; геронтологических исследованиях, при рекомендациях по выбору брачных партнеров. Значения цветов в их психологической интерпретации определялись в ходе разностороннего обследования многочисленного контингента различных тестируемых.

Цветовой тест Люшера (Полный вариант методики):

Выберите, цвет, который сейчас наиболее Вам приятен. Просьба к Вам при этом не связывать цвет карточки с цветом Вашей одежды или машины,отвлечься от них. Затем из оставшихся семи цветов выберите наиболее приятный. Повторите процедуру с оставшимися шести цветами, затем пятью и так до конца. Записывайте цвета в том порядке, котором они были выбраны от наиболее приятного до наименее. Через 2-3 мин опять вернитесь к 8 цветовым карточкам и проделайте то же самое. При этом не нужно ориентироваться на порядок раскладки в первом выборе, выбирайте цвета, как будто а впервые.

Характеристика цветов (по Максу Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.

1) синий — символизирует спокойствие, удовлетворенность;

2) сине-зеленый — чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;

3) оранжево-красный — символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение;

4) светло-желтый — активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.

При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые пять позиций.

Дополнительные цвета: 5) фиолетовый; 6) коричневый, 7) черный, 8) серый (0). Символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям, что будет показано ниже.

Первый выбор в тесте Люшера характеризует желаемое состояние, второй — действительное. В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования».

В результате тестирования получаем восемь позиций; первая и вторая — явное предпочтение (обозначаются + + );

третья и четвертая — предпочтение (обозначаются х х);

пятая и шестая — безразличие к цвету (обозначаются = = );

седьмая и восьмая — антипатия к цвету (обозначаются — —)

На основании анализа более 36 000 результатов исследований М. Люшер дал примерную характеристику выбранных позиций:

1-я позиция отражает средства достижения цели (например, выбор синего цвета говорит о намерении действовать спокойно, без излишнего напряжения);

2-я позиция показывает цель, к которой стремится испытуемый;

3-я и 4-я позиции характеризуют предпочтение цвету и отражают ощущение испытуемым истинной ситуации, в которой он находится, или же образ действий, который ему подсказывает ситуация;

5-я и 6-я позиции характеризуют безразличие к цвету, нейтральное к нему отношение. Они как бы свидетельствуют, что испытуемый не связывает свое состояние, настроение, мотивы с данными цветами. Однако в определенной ситуации эта позиция может содержать резервную трактовку цвета, например, синий цвет (цвет покоя) откладывается временно как неподходящий в данной ситуации;

7-я и 8-я позиции характеризуют негативное отношение к цвету, стремление подавить какую-либо потребность, мотив, настроение, отражаемые данным цветом.

Запись выбранных цветов осуществляется перечнем номеров в порядке предпочтения с указанием позиций. Например, при выборе красного, желтого, синего, серого, зеленого, фиолетового, коричневого и черного цветов записывается:

Зоны (+ +; х х; = =; — —) образуют 4 функциональные группы.

Интерпретация результатов тестирования

Как отмечалось, одним из приемов трактовки результатов выбора является оценка положения основных цветов. Если они занимают позицию далее пятой, значит, характеризуемые ими свойства, потребности не удовлетворены, следовательно, имеют место тревожность, негативное состояние.

Основные цвета, по мнению Макса Люшера, символизируют следующие психологические потребности:

№ 1 (синий) — потребность в удовлетворении, спокойствии, устойчивой положительной привязанности;

№ 2 (зеленый) — потребность в самоутверждении;

№ 3 (красный) — потребность активно действовать и добиваться успеха;

№ 4 (желтый) — потребность в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах.

Если основные цвета находятся в 1-й — 5-й позициях, считается, что эти потребности в известной мере удовлетворяются, воспринимаются как удовлетворяемые; если они в 6-й — 8-й позициях, имеет место какой-либо конфликт, тревожность, неудовлетворенность из-за неблагоприятных обстоятельств. Отвергаемый цвет может рассматриваться как источник стресса. Например, отвергаемый синий цвет означает неудовлетворенность отсутствием покоя, привязанности.

Возможности оценки работоспособности в ходе анализа выбора цветов Макс Люшер учитывал, исходя из следующих посылок.

Зеленый цвет характеризует гибкость волевых проявлений в сложных условиях деятельности, чем обеспечивается поддержание работоспособности.

Красный цвет характеризует силу воли и чувство удовлетворенности стремлением к достижению цели, что также содействует поддержанию работоспособности.

Желтый цвет ограждает надежды на успех, спонтанное удовлетворение от участия в деятельности (иногда без четкого осознания ее деталей), ориентацию на дальнейшую работу.

Если все эти три цвета стоят в начале ряда и все вместе, то вероятна более продуктивная деятельность, более высокая работоспособность. Если же они находятся во второй половине ряда и разделены друг от друга, прогноз менее благоприятный.

Показатели тревоги. Если основной цвет стоит на 6-ом месте, он обозначается знаком —, и все остальные, что находятся за ним (7-я — 8-я позиции), обозначаются этим же знаком. Их следует рассматривать как отвергаемые цвета, как причину тревожности, негативного состояния.

В тесте Люшера такие случаи дополнительно помечаются буквой А над номером цвета и знаком —, например:

Показатели компенсации. При наличии источника стресса, тревоги (выражаемого каким-либо основным цветом, помещенным на 6-ю и 8-ю позиции) цвет, поставленный в 1-ю позицию, рассматривается как показатель компенсации (компенсирующим мотивом, настроением, поведением). В этом случае над цифрой, занимающией 1-е место, ставится буква С. Считается явлением более или менее нормальным, когда компенсация проходит за счет одного из основных цветов. В то же время сам факт наличия показателя стресса и компенсации всегда свидетельствует о недостаточной оптимальности состояния.

В тех же случаях, когда компенсация проходит за счет дополнительных цветов, результаты теста трактуются как показатели негативного состояния, негативных мотивов, негативного отношения к окружающей ситуации.

Источники:
Интерпретация рисунка по предпочитаемым цветам
Интерпретация рисунка по предпочитаемым цветам позволяет быстро оценить эмоциональное состояние автора рисунка, выяснить основную проблему и пути ее решения
http://www.onln.pro/interpretatsiya-risunka-po-predpochitaemym-tsvetam/
Цветовой тест Люшера
Цветовой тест Люшера (Полный вариант методики). Инструкция, стимульный материал, ключ, полная интерпретация, подробная расшифровка
http://psycabi.net/testy/553-tsvetovoj-test-lyushera-polnyj-variant-metodiki

COMMENTS