Искусство медитации

Искусство медитации или зачем нужно медитировать?

Ме­дитация — это не релаксация, хотя ее часто путают с расслаблением. Медитация — не терапия, не­смотря на использование в лечебных целях. Медитация — это не суррогат интроспекции (лат. смотрю внутрь) или самонаблю­дения. Медитация — это процесс развертывания сознания. Искусство медита­ции — это средство полной трансформации, преображе­ния личности.

Задайте себе вопрос, зачем вам нужно медитировать? Многим сложно постичь, это подобно описанию чужой и редко по­сещаемой земли, которая может увлечь, но не про­светить по-настоящему новичка-путешественника. Пусть сама идея такого странствия послужит для вас приглашением приступить к познанию самих себя. Отправляйтесь в путь и открывайте стоящий за словами смысл.

На Востоке из поколения в поколение на­ставлениями занимались странствующие монахи. Благодаря им духовные потребности стали призна­ваться законным выражением человеческих нужд. Духовная жизнь оказывалась вплетенной в саму ткань повседневности посредством исстари существу­ющих храмов, усыпальниц, ашрамов и монастырей. Здесь достигается чувство равновесия между духов­ным и материальным, земным и вечным. В Индии вполне допустимо, чтобы человек первую половину своей жизни посвятил семейным обязанностям в ка­честве домохозяина, однако отверг те же самые обя­занности и стал духовным подвижником во второй половине своей жизни. Тем самым признается важ­ность и материальной, и духовной сторон жизни.

Движение от мирского к духовному свидетельствует о благополучном приближении зрелости. Когда такой переход не намечается, это травмирует душу и приво­дит к кризису «средних лет». Если ведущая культура рассматривает духовные запросы как вполне естественные и реальные, то стремление к подобного рода потребностям становится привычным делом. Мы на Западе все еще питаем определенное недо­верие к чувству духовного долга, считая его чем-то необычным и не вполне реальным. На Востоке духов­ные запросы почитают отцы и матери, их родители и дети. Они составляют часть вполне обычной жизни. Духовное просто оказывается неотъемлемой частью самой жизни. На Западе «духовное» все еще рассмат­ривается как нечто «иное». Наш неспокойный склад ума всегда звал в дорогу.

Мыслители-первоот­крыватели, духовные целители, путешественники, все смелые и ненасытно любознательные приобщились к искусству медитации, оказавшись за западными преде­лами, как физическими, так и культурными. К столь богатой пище, как к панацее, устремились ду­ховно неопределившиеся, разочаровавшиеся и все же не теряющие надежду люди Запада. Но единение еще впереди. Очевидно, что Восток и Запад представляют собой два довольно различных во всех отношениях мира. Справедливости ради следует отметить, что Восток развивал духовную жизнь за счет материаль­ной, тогда как на Западе все обстояло наоборот. Возможно, и Востоку и Западу есть что дать друг другу.

Кто не в состоянии отметить царящий среди нас духовный вакуум? Правоверная религия почти ут­ратила свои устои. Круговерть перемен смешивает старое и новое, античное и современное, радикаль­ное и традиционное. Мы ощущаем глубокое и по­рой отчаянное желание отыскать новую опору в столь быстро меняющемся мире. Лихорадочная де­ятельность и повсеместный поиск выгоды, возмож­но, скрывают нашу неуверенность; эксперименти­рование стало нашей визитной карточкой, тогда как Восток остается незыблем.

Искусство медитации не является светским занятием; и от этого основного факта нам никуда не деться. Меди­тация развивалась внутри более широкого поля ве­ликих духовных мировых традиций. Но это не зна­чит, что нам следует приравнивать саму медитацию к какому-либо отдельному религиозному верованию. Необходимо проводить различие между экзотеричес­кой и эзотерической сторонами всякой организован­ной религии. Экзотерическая религиозная община проповедует те особые учения, нормы поведения, со­ответствующие законы практики и наблюдения, ко­торые поддерживают определенную социальную, культурную и религиозную самобытность. Это рели­гия масс, где есть место для каждого.

Внутри экзо­терической религии обнаруживается эзотерическая сердцевина. Это место сосредоточения духовного опыта, а не социальной консолидации, действенный путь личного преображения, а не следование пред­писанной догме. Это дорога для немногих. Путь су­фия сохраняет внутреннюю традицию в рамках ис­лама. Каббала обеспечивает внутренний путь в пре­делах иудаизма. У христианства также есть своя мистическая сторона. Многие пути йоги представля­ют эзотерическую традицию. Внутри буддизма эзоте­рическое и экзотерическое не разделились, а оста­лись в нерасторжимом единстве.

Книги Матье Рикар — Искусство медитации — Глава 1 — ч

Книги Матье Рикар — «Искусство медитации» — Глава 1 — ч.2

… окончание Главы 1 книги Матье Рикара «Искусство медитации»… Почему простого желания измениться недостаточно, что такое медитация и какой эффект изменение своего ума может иметь для качества жизни.

Простого желания недостаточно

Мы не можем выбрать кто мы есть, но мы можем желать развития. Это желание задаст направление нашему уму. Но простого желания измениться недостаточно, нужно каким-то образом начать действовать.

Нам не кажется странным тратить годы на то чтобы научиться ходить, читать, писать, освоить профессию. Чтобы находиться в хорошей спортивной форме мы проводим часы в тренировках, например усердно накручивая педали велотренажера который не сдвигается с места. Чтобы начать любое дело, нужно испытывать определенный интерес и энтузиазм, проистекающий из осознания всех выгод выбранного занятия.

По какой причине процесс изменения ума может избежать подобных требований? Можно ли изменить себя без малейшего усилия, просто желая этого. Думать так имеет не больше смысла, чем надеяться блестяще сыграть концерт Моцарта изредка бренча на пианино.

Мы предпринимаем массу усилий для улучшения наших внешних условий существования, но в конечном итоге — это именно ум переживает наш опыт и интерпретирует его в терминах страданий и удовольствия. Если мы изменим способ восприятия окружающего мира умом — мы изменим качество нашей жизни. Это изменение происходит в результате тренировки ума, что мы и называем медитацией.

Медитация это практика, позволяющая порождать и развивать определенные базовые человеческие качества точно таким же образом, как другие способы тренировки учат читать, играть на музыкальном инструменте или осваивать любой другой навык.

С точки зрения этимологии, слово «медитация» на санскрите звучит как «бхавана» и означает «культивировать», а на тибетском — «гом», что означает «привыкать», «свыкаться». В целом речь идет о привыкании к точному и ясному видению вещей, и культивировании качеств, которые подспудно есть в каждом из нас, но в данный момент не проявляются, поскольку мы ничего не делаем для их развития.

Некоторые считают, что в медитации нет никакой необходимости, поскольку постоянного потока событий происходящих в жизни достаточно, чтобы сформировать наш мозг и научить действовать надлежащим образом. Нет сомнений, что именно благодаря этому взаимодействию с миром развивается большинство наших способностей, например таких как чувства. Однако можно достичь гораздо большего. Научные исследования в сфере нейропластичности доказывают, что любые формы тренировки приводят к заметным изменениям в мозге как на функциональном так и на структурном уровне.

Начнем с того, что зададим себе вопрос, чего мы действительно хотим в этой жизни. Довольствуемся ли тем, чтобы проживать день за днем как придется? Не увидим ли в глубине себя постоянную всепронизывающую печаль, и жажду счастья и полноты?

Привыкнув считать свои недостатки неизбежной частью жизни, потерпев не одну неудачу в борьбе с ними мы полагаем такое положение вещей неизбежным, не отдавая себе отчета, что можно вырваться из этого заколдованного круга.

С точки зрения буддизма, каждое живое существо обладает способностью к Просветлению, ровно тем же образом, «как каждое зерно кунжута насыщено маслом», так утверждают тексты. Несмотря на это, пользуясь другим традиционным сравнением, мы блуждаем в заблуждениях подобно нищим, которые одновременно богаты и бедны, поскольку не знают что под их лачугой зарыты несметные сокровища. Цель буддийского пути вернуть владение этим забытым сокровищем и придать нашей жизни глубочайший смысл.

Измениться чтобы поменять мир

Развивая внутренние достоинства мы становимся способны все лучше помогать окружающим. Личный опыт, хотя он и является в начале единственной основой, должен в дальнейшем позволить шире взглянуть на мир, принять в расчет потребности людей вокруг нас. Все мы зависим друг от друга и никто не желает страдать. Быть «счастливым» в окружении миллионов несчастных, даже окажись это возможным, было бы полным абсурдом. Поиск счастья исключительно для себя изначально обречен на неудачу, поскольку именно эгоцентризм и есть источник нашего несчастья. «Когда эгоистическое счастье становится единственной целью жизни, такая жизнь, скорее, совсем бесцельна», писал Ромен Роллан. Даже обладая всеми внешними атрибутами счастья невозможно по-настоящему стать счастливым не задумываясь о благе остальных. И напротив, альтруистическая любовь и сострадание лежат в основе подлинного благополучия.

Все вышесказанное не проистекает из простого морализаторства, а просто отражает реальность. Поиск счастья только для себя это гарантированный путь к тому чтобы не стать счастливым самому, и помешать обрести счастье окружающим. Конечно, можно верить, что стоит обособиться от других и собственное благополучие будет гарантировано (если каждый борется за свое счастье то весь мир быстро станет счастливым!). К сожалению, достигаемый в этом случае результат будет обратным тому к которому мы стремимся. Раздираемые между надеждами и страхами мы превратим свою жизнь в катастрофу и разрушим жизни людей вокруг нас. В конце концов проигравшими окажутся все.

Одна из основных причин такой ошибки это то, что мир не состоит из независимых и обособленных сущностей, которые по своей природе красивы или безобразны, враждебны или дружелюбны. Живые существа и прочие объекты полностью взаимозависимы и постоянно изменяются. Более того, составляющие их элементы также существуют только относительно друг друга. Эгоцентризм, без конца вступая в противоречие с этой реальностью, способен породить лишь разочарование.

Любящая доброта (чувство, в соответствии с буддийским воззрением, состоящее в желании счастья всем живым существам) и сострадание (определяемое как желание избавить других от страдания и его причин) — это не просто благородные чувства. Они находятся в гармонии с реальностью вещей. Мириады существ хотят избежать страдания, точно также как и мы сами. И поскольку мы все взаимозависимы, наше счастье и наше страдание тесно связаны с состоянием всех остальных. Развивать любовь и сострадание выгодно по двум причинам: практика показывает что эти чувства облагодетельствуют нас самих, а поведение, основанное на этих чувствах оценивается окружающими как позитивное.

Если существует искренняя заинтересованность в благополучии и страдании окружающих, возникает необходимость думать и действовать правильно и обдуманно. Чтобы действия направленные на помощь другим по настоящему имели благие последствия необходимо руководствоваться мудростью, которая постигается лишь в медитации. В конечном итоге смысл существования медитации это изменить себя чтобы лучшим образом изменить мир, или другими словами стать более совершенным человеческим существом для того чтобы лучшим образом служить другим. Это позволяет придать жизни возвышенный смысл.

Хотя детальный анализ научных данных выходит за рамки этой книги, нельзя не упомянуть, что все возрастающее число исследований показывает, что практика медитации в краткосрочной перспективе:

— заметно снижает стресс (негативное влияние которого на здоровье уже установленный медицинский факт),

— снижает тенденцию к проявлению гнева (что увеличивает вероятность выздоровления после кардиохирургических вмешательств);

— уменьшает вероятность повторных приступов депрессии у лиц уже переживших не менее двух подобных случаев.

Восьминедельный курс медитации (типа MBSR), по 30 минут в день сопровождается заметным усилением иммунной системы и устойчивости внимания, увеличением частоты проявления позитивных эмоций, снижением артериального давления у больных гипертонией, ускорением излечения псориаза. Исследование влияния состояний сознания на здоровье, раньше воспринимавшееся как фантазия, все чаще и чаще фигурирует в научной повестке дня.

Нет нужды в громогласных заявлениях, но важно подчеркнуть насколько медитация и «тренировка ума» способны изменить жизнь. Мы склонны сильно недооценивать преобразующую силу ума, и последствий этой «внутренней революции» — мягкой но глубокой — для качества нашей жизни.

Полноценная жизнь — это, отнюдь, не существование, наполненное лишь чередой приносящих удовольствие эмоций. Напротив, такая жизнь состоит в преобразовании способа, которым мы воспринимаем и переживаем все ее риски. Тренировка ума позволяет не только излечивать сознание от «психических ядов» — ненависти и привязанности, которые буквально «отравляют» наше существование, но и позволяет лучше понять, как функционирует наш ум и достигнуть более точного восприятия действительности. Именно благодаря этому точному восприятию действительности мы способны бесстрастно встречать лицом к лицу все взлеты и падения этой жизни и извлекать из них глубокие уроки.

Источники:
Искусство медитации или зачем нужно медитировать?
Ме­дитация — это не релаксация, хотя ее часто путают с расслаблением. Медитация — не терапия, не­смотря на использование в лечебных целях. Медитация — это не суррогат интроспекции (лат. смотрю
http://ezoport.ru/meditacija/iskusstvo-meditacii-ili-zachem-nuzhno-meditirovat.html
Книги Матье Рикар — Искусство медитации — Глава 1 — ч
Книги Матье Рикар — «Искусство медитации» — Глава 1 — ч.2 … окончание Главы 1 книги Матье Рикара «Искусство медитации»… Почему простого желания
http://realmindfulness.ru/2012/02/mate-rikar-iskusstvo-meditacii-glava-1-ch2/

COMMENTS