Реинкарнация в библии

Где в библии написано о реинкарнации, перерождении?

Как непреклонно настаивают приверженцы учения о реинкарнации, это учение проповедовали Иисус и первые христиане, и Библия также его подтверждает. Если они правы, то слова К. С. Льюиса о том, что христианство — враг пантеизма, ошибочны, ведь учение о реинкарнации, в конечном итоге, основано на пантеистических предположениях гностицизма.

Но корни проблемы уходят гораздо глубже. Если реинкарнация является (или когда-то была) стержнем первоначального христианского Евангелия, то историческое, ортодоксальное христианство далеко отклонилось от своего первоначального курса. Историческая ортодоксия горячо отрицала реинкарнацию по двум основным причинам. Во-первых, христианство проповедовало учение о воскресении: душа человека после смерти не возвращается на землю, а воскресает для суда как самостоятельная личность. Во-вторых, христианство проповедовало, что Бог прощает и милует вопреки всем грехам и преступлениям людей. В идее реинкарнации нет никакого прощения и есть разве что немного милости. Каждая душа неотвратимо расплачивается за свои недостатки и оплошности на протяжении сотен и тысяч жизней.

Многие настаивают на том, что Библия говорит о реинкарнации, и в подтверждение своих слов ссылаются на несколько непонятных стихов, всегда вырванных из контекста и подкрепленных комментариями, основанными на очень подозрительных экзегетических принципах. Однако лишь четыре таких библейских отрывка действительно важны и заслуживают изучения. Три из них — слова Самого Иисуса, а четвертый находится в Послании Иакова.

Кем был Иоанн Креститель? Следующий, и самый сложный отрывок связан с Иоанном Крестителем и Илией. Среди иудеев того времени было распространено поверье, что перед пришествием Мессии должен вернуться Илия, чтобы "восстановить все". Иисус подтвердил справедливость этих ожиданий. В Евангелиях Иисус говорит об Иоанне Крестителе три фразы, в которых можно увидеть намек на реинкарнацию. Во-первых, Матфея 11:14: "И если хотите принять, он [Иоанн] есть Илия, которому должно придти". Далее, в Матфея 17:12-13, Иисус вновь сказал: "…Но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он им говорил об Иоанне Крестителе". В Марка 9:13 звучит та же мысль: "Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем".

Судя по словам Иисуса, Илия действительно вернулся, "как написано о нем". Основной вопрос — как он вернулся. Библейское пророчество, на которое Иисус ссылается в Марка 9:14, находится в книге Малахии: "Вот, Я посылаю ангела Моего, и он приготовит путь Мой предо мною…" (3:1) и "Вот, я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного" (4:5). Ангел, явившийся Захарии с вестью о рождении Иоанна Крестителя, ссылался на эти стихи: "И предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный" (Лк. 1:17). Ангел не сказал Захарии, что его сын будет новым воплощением Илии.

Следует отметить и еще один момент: согласно учению о реинкарнации, новому рождению всегда предшествует смерть, а Илия не умирал. Согласно 4 Царств 2:11, Илия был вознесен "в вихре на небо". Наконец, примечателен тот факт, что, когда Илия вновь появился вместе с Моисеем на горе Преображения (Мф. 17 и Мк. 9), ученики поняли, кто он такой. Они сразу узнали и Моисея, и Илию, и не спутали ни того, ни другого с Иоанном Крестителем.

"Круг жизни". Третий библейский текст, в котором усматривают некий намек на реинкарнацию, — это слова о "круге жизни" в Иакова 3:6. Буквально эту фразу можно перевести как "колесо рождения", что наводит на мысль о буддизме. В этом отрывке апостол Иаков сравнивает человеческий язык с огнем, опаляющим все тело и зажигающим весь цикл нашей жизни, поскольку торопливые и бездумные слова воплощают в себе грехи и страсти человеческой природы. Поэтому он указывает на греховность человечества и на язык (речь) как самое очевидное проявление нашего падшего существа. Рональд Уорд так комментирует этот отрывок:

Язык поджигает круг жизни, т. е. "колесо рождения"… Мы можем сразу исключить учение о реинкарнации из проповеди верного христианина и еврея Иакова. Он в широком смысле использует эллинистическое выражение, ассоциирующееся с мистериями орфиков и, в конечном итоге, с индийской философией. Здесь оно, похоже, означает "течение жизни". Каждого, кто говорит, можно рассматривать как стоящего в "кругу" человечества и распаляемого страстью, подозрением, соперничеством, ненавистью и войной (курсив автора) [1].

Жил ли прежде слепой? Наконец, есть еще один важный отрывок — Иоанна 9:1-3, о слепорожденном.

И проходя увидел человека, слепого от рождения. Ученики спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии…

Ученики задавались вечным вопросом о видимо несправедливых обстоятельствах: у их ног лежал человек с тяжелым врожденным дефектом. Расспрашивая Иисуса о причине столь печальных обстоятельств, они задали ему двусмысленный вопрос: "Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?"

Смысл первой части вопроса на фоне рассуждений о реинкарнации представляется достаточно очевидным. Как уже отмечалось, учения о повторном рождении существовали в новозаветные времена, и ученики, увлеченные духовным водоворотом домыслов, окружавших Иисуса, вполне могли познакомиться с теориями о реинкарнации. Нельзя сказать с уверенностью, что ученики говорили именно о повторном рождении, однако такое объяснение выглядит логичным. Как еще мог "согрешить" слепой от рождения человек?

Вторая половина вопроса вытекала из иудаистских представлений о том, что вина человека распространялась на несколько последующих поколений, то есть этот слепой, возможно, расплачивался за грехи своих отцов и дедов.

Иисус ответил прямо и не колеблясь: "Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии…" С этими словами Иисус исцелил слепого, и тот прославил Бога и поклонился Иисусу. Если Иисус верил и проповедовал реинкарнацию, этот случай был бы для Него идеальной возможностью растолковать учения о карме и реинкарнации; но одной-единственной фразой Он недвусмысленно исключил возможность такого объяснения.

В Евангелии от Луки есть похожий отрывок, который попросту исключает возможность объяснения кажущихся несправедливостей этой жизни с помощью кармы и реинкарнации. Лука продолжает свое повествование и пишет: "В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете" (13:1-5).

Как полагают некоторые современные приверженцы реинкарнации, Библия не содержит этого учения в явном виде потому, что в процессе своего исторического развития Церковь от него отказалась. Джозеф Хэд и С. Л. Крэнстон в своей книге о перевоплощении, озаглавленной Reincarnation: The Phoenix Fire Mystery ("Реинкарнация: Тайна огня Феникса"), утверждают, что "Новый Завет не был записан еще в течение долгого времени после смерти Иисуса, и его книги впоследствии прошли через цензуру церковных соборов. В шестом и последующих веках, когда была принята теперешняя Библия, существовало несколько различных евангелий. Те из них, которые сочли неприемлемыми, были сожжены" [5].

В первом и втором столетиях Евангелия и Послания широко разошлись по христианским церквям Средиземноморья. Спустя короткое время установилось более-менее полное согласие относительно того, какие писания богодухновенны и подлинны, а какие нет. Церковь послеапостольских времен использовала три критерия:

1. Апостольское авторство. Был ли этот документ написан апостолом? Если нет, действовал ли его составитель (например, Лука) с одобрения апостола? Иногда это одобрение выражалось в том, что документ составлялся со слов апостола, т. е. был записан его помощником, учеником или даже личным секретарем (писцом).

2. Доктринальное соответствие. Содержал ли документ подлинное учение апостолов? Это можно было выяснить довольно легко путем сопоставления с другими апостольскими писаниями и устной традицией, увековеченной в апостольском предании.

3. Публичное использование. Те документы, которые в большинстве церквей постоянно читались вслух как божественное откровение, с течением времени были признаны богодухновенными. Таким образом, к концу второго столетия канонические писания получили широкое признание6. Их очень рано начали цитировать как Писание наряду с Ветхим Заветом (см. 2 Пет. 3:16).

Затем последовал период "очистки", во время которого высказывались сомнения в достоверности некоторых книг, таких как Послание к евреям, Послания Иакова и Иуды, 3-е Послание Иоанна и Откровение. Некоторые незначительные разногласия между поместными собраниями в числе используемых книг встречались еще в IV веке, но никогда в апостольских церквях не допускалось что-либо, содержащее хотя бы намек на гностицизм.

Существовали и другие документы, которые также подверглись тщательному рассмотрению, в результате чего были исключены даже некоторые популярные ортодоксальные труды, такие как Дидахе и Пастырь Гермы. Большая часть новозаветных апокрифов (неканонических книг и Евангелий) дошла до наших дней и вполне доступна; недавно ученые вновь подвергли их критическому анализу. Было установлено, что эти книги, по большей части гностического происхождения, были написаны во II и III веках в виде комментариев или дополнений к первоначальным четырем Евангелиям Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Таким образом, все апокрифические Евангелия были написаны спустя два-три столетия после того, как Христос покинул этот мир, и не могли быть написаны очевидцами, что наносит серьезный удар по их достоверности.

Поскольку Иисус подготовил почву для написания Нового Завета, наделив апостолов Своей властью (см. Мф. 16:19), мы можем быть уверены, что в нашем теперешнем каноне мы имеем точное отображение жизни и учений Иисуса, а также достоверное толкование Его служения, представленное апостолами в своих посланиях. После смерти апостолов их слова оберегались с величайшей тщательностью и заботой о сохранении истинных учений Христа.

Существовали ли незаписанные, тайные учения Христа? Гипотеза о том, что истинные эзотерические учения Христа держались в тайне, имеет давнюю историю. Она была впервые выдвинута некоторыми гностическими сектами во II веке и тогда же опровергнута. Великий апологет Ириней Лионский, ученик Поликарпа Смирнского (ученика апостола Иоанна) в 190 г. н. э. рассмотрел эту проблему в своем труде "Против ересей": "Ибо, если бы апостолы знали сокровенные таинства, которые они сообщали совершенным отдельно и тайно от прочих, то предали бы их в особенности тем, кому поручали самые церкви" [7].

Тем не менее, два писателя-теософа утверждают, что первые христиане свободно верили в реинкарнацию, пока им не запретили церковные соборы.

Лишь почти через пять столетий после возникновения христианства, когда оно уже давно было государственной религией Рима, вера в реинкарнацию была объявлена несоответствующей ортодоксальным догмам [8].

Учение о реинкарнации признавали некоторые Отцы Церкви, и оно было настолько распространено в раннем христианстве, что еще в середине VI века после Христа понадобилось созвать специальный Собор Церкви, чтобы наконец подавить его [9].

Процитированные выше авторы ссылаются на некие церковные соборы под председательством престарелых церковников, которые из свойственной им приверженности твердокаменному догматизму предали учение о реинкарнации анафеме. Кстати, никаких решений по этому поводу не принимал ни один церковный собор первого тысячелетия. Этот вопрос даже не поднимался на Вселенских Соборах. Единственный случай, когда похожая проблема возникла, был связан с жившим в III веке богословом Оригеном, чьи домыслы относительно предсуществования душ были преданы анафеме на Константинопольском Соборе в 553 г. Однако в более поздних своих трудах Ориген конкретно отрицал реинкарнацию (см. ниже).

Читайте также по теме:

Сторонники учения о реинкарнации иногда оказываются в ловушке непоследовательности раньше, чем осознают, что она захлопнулась: нельзя называть Библию отредактированной подборкой святоотеческих писаний (как поступают Хэд и Крэнстон) и одновременно использовать вырванные из контекста библейские отрывки для подтверждения теории о перевоплощении. Если Отцы Церкви решили с корнем вырвать реинкарнацию из Библии, они наверняка удалили бы слова Иисуса об Иоанне Крестителе и Илии. Мнение, что реинкарнация присутствует в Библии, резко расходится с утверждением многих сторонников реинкарнации, что это учение было изъято из Библии или предано анафеме на церковных Соборах. Нельзя одновременно настаивать и на том, и на другом.

Проповедовала ли реинкарнацию ранняя Церковь? Мы уже убедились, что учение о реинкарнации было частью эллинистического общества первого-второго столетия, в среде которого сформировалась Церковь. Это было следствием влияния раннего платонизма и индуистского мировоззрения. Говорят, что индийский царь-буддист Ашока в IV веке до н. э. посылал в Средиземноморье миссионеров; и когда это воздействие переплелось с греческой философией, расцвели многочисленные мистические культы и гностицизм. Кеннет Скотт Латуретт, специалист по истории Церкви, приводит пример одного из таких еретических учений, создававших духовную среду вокруг ранней Церкви:

Различные секты, связанные с именем Орфея, считали, что материя и плоть зло, и что душа человека должна избавиться от этой порчи. Они также учили, что люди, рождаясь вновь и вновь, каждый раз оказываются в плену плоти и перед лицом всех болезней, унаследованных плотью, пока душа не сможет освободиться от тела. Как только разделение произойдет, душа будет вечно жить в блаженстве. Это освобождение достигалось через обряд инициации, чистоту и аскетизм [10].

А что же сами Отцы Церкви? Принимали ли они когда-нибудь учение о реинкарнации? Подобные взгляды приписывали, в частности, трем мыслителям: Иустину Мученику, Оригену и Иерониму.

Иустин Мученик. Современные сторонники учения о реинкарнации неоднократно ссылались на Иустина Мученика (100-165 гг. н.э.), одного из первых христианских апологетов. Анонимный британский клирик пишет: "Нет сомнения, что многие Отцы Церкви придерживались [учения о реинкарнации] или были более-менее склонны к этому. Иустин Мученик ясно говорит о том, что душа живет не в одном человеческом теле, и утверждает, что души, не справившиеся со своими обязанностями, переходят в более грубые формы" [11]. Автор этих строк основывает свое мнение на труде Иустина "Разговор с Трифоном-Иудеем", написанном около 155 г. н. э. — где-то через 20 лет после спора с Трифоном-Иудеем, который состоялся вскоре после обращения Иустина. В этом тексте Иустин и Трифон некоторое время обсуждают переселение душ и приходят выводу, что это не столь уж хорошая идея:

— Итак, души не видят Бога, не переходят в другие тела, иначе они знали бы, что они наказываются таким образом, и боялись бы совершить потом и самый легкий грех. Но я согласен, — продолжает [Трифон], — что души способны понимать, что есть Бог, и что справедливость и благочестие — добро.

— Справедливо говоришь, — ответил я [12].

Ориген. Величайшие споры по поводу реинкарнации в ранней Церкви были сосредоточены вокруг учений Оригена (185-254). Хэд и Крэнстон категорично утверждают: "Не подлежит сомнению, что Ориген проповедовал предсуществование души в прежних домостроительствах этого мира и ее реинкарнацию в будущих домостроительствах" [13].

Мне не кажется, что в этом месте Илией называется душа, иначе я впал бы в догму переселения душ, которая чужда Церкви Божией и не передана нам Апостолами, равно как и не излагается в Писаниях. Ибо, заметьте, [Матфей] не говорит "в душе Илии", в каком случае учение о переселении душ имело бы некоторое основание, но "в духе и силе Илии" [14].

В другом отрывке он говорит: "Пусть те, кто чужд учения Церкви, полагают, что души переходят из человеческих тел в собачьи. Мы вовсе не находим этого в Божественных Писаниях"15. Толкование на Евангелие от Матфея Ориген написал незадолго до смерти (ок. 247 г.), когда ему было более шестидесяти лет, и это сочинение, скорее всего, содержит его окончательное мнение по данному вопросу. Замечание по поводу Илии и Иоанна Крестителя сопровождается пространным опровержением учения о переселении душ.

Иероним. Говорят, что Иероним, живший в четвертом столетии святой и выдающийся лингвист, также проповедовал реинкарнацию. Дэвид Кристи-Мюррей в своей работе Reincarnation: Ancient Beliefs and Modern Evidence утверждает, что "Св. Иероним предположительно подтверждал учение о реинкарнации в своем "Послании Авиту", и что это учение проповедовалось среди первых христиан как эзотерическое учение. Кроме того, Иероним был переводчиком и почитателем Оригена" [16].

В действительности, письмо Оригена Авиту сурово критикует Оригена за его платонические идеи и нигде не потворствует учению о реинкарнации. В своем "Послании Деметрию" Иероним также отвергает Оригеново учение о предсуществовании, называя его литературные экскурсы "источником вульгарного неблагочестия".

Другие известные Отцы Церкви. Некоторые другие раннехристианские писатели также комментировали вопрос о переселении душ с обычным для того времени сарказмом и полемическим жаром. Ириней целиком посвятил вопросу о переселении душ одну из глав своего труда "Против ересей"; тон этой главе задает название: "Нелепость учения о переселении душ".

Тертуллиан, блистательный богослов и юрист из Карфагена, в своей "Апологии" прослеживает истоки учения о реинкарнации, начиная от Пифагора (ок. 450 г. до н. э.), и высказывает мнение, что "учение о переселении душ — это ложь, не только постыдная, но и опасная. Оно действительно показало, что мертвыми становятся из живых; но отсюда не следует, что живыми становятся из мертвых" [17].

Описывая "неправдоподобные учения язычников", Григорий Нисский (335-395), один из самых оригинальных мыслителей молодой Церкви, говорит:

Они говорят нам, что один из их мудрецов рассказывал, будто он, оставаясь той же самой личностью, родился мужчиной, а затем принял вид женщины, летал вместе с птицами, рост как куст и обрел жизнь водоплавающей твари. И тот, кто сказал о себе такое, насколько я могу судить, недалеко ушел от истины: ибо подобные учения, говорящие, что одна душа претерпела столько изменений, поистине приличествуют болтовне жаб и галок, глупости рыб или бессмысленности деревьев [18].

Суть ситуации, пожалуй, сводится к тому, что реинкарнация для ранней Церкви никогда не была большой проблемой или серьезным вопросом. Даже Августин, хотя он и был гностиком-манихеем девять лет до своего обращения и был хорошо знаком с платонической философией, упоминает о реинкарнации лишь мимоходом. В своем письме Оптату он пишет: "Ибо невозможно, чтобы вы придерживались мнения, будто души заточены в земных и смертных телах за свои поступки в предыдущей жизни" [19].

Другие христианские авторы, такие как Лактанций и Минуций Феликс, также упоминают о переселении душ и осуждают это учение. Хотя этого вопроса время от времени и касались, никакие источники, дошедшие до нас со времен первых Вселенских Соборов, не свидетельствуют о том, что христианство когда-либо считало это учение проблемой. Учение о реинкарнации, хотя его и проповедовали самые разные мыслители-нехристиане, вроде неоплатонистов, никогда не было частью ранней Церкви. Теории Оригена о предсуществовании душ запросто могли перерас-ти в полное заимствование рассуждений о переселении душ, но к его взглядам по этому вопросу, похо-же, никогда не относились с настоящим доверием.

Первые христиане не принимали учение о реинкарнации во многом потому, что корни Церкви первого столетия лежали в мировоззрении иудаизма, никогда не признававшем каких-либо систематических учений о повторном рождении. Как отмечает Мак-Грегор: "Хотя христианская надежда на воскресение напрямую связана с верой в воскресение Христа, почва для идеи воскресения была уже подготовлена ее развитием в позднем дохристианском иудаизме" [20].

Когда Иисус воскрес в первое воскресенье после Пасхи, грех был уже побежден на кресте, а Божий плацдарм в этом мире захвачен. Оскар Кульманн некогда заметил, что воскресение можно сравнить с высадкой союзников в Нормандии в 1944 году — а День победы наступит тогда, когда Иисус придет в облаках славы, чтобы судить мир и полностью восстановить Царство Божие. Таким образом, первая Церковь не имела никакого представления о вечно повторяющихся циклах, в течение которых добро и зло усиливаются и вновь ослабевают. Их представления были линейными — с греховным состоянием будет навсегда покончено при Втором Пришествии Христа.

По этой причине первая Церковь относилась к реинкарнации не столько враждебно, сколько безразлично. К среднему христианину это учение — если о нем вообще заходила речь — не имело, по сути, никакого отношения. Как указывает Мак-Грегор: "Христиане мыслили таким образом: реинкарнация могла [гипотетически] иметь место в прошлом, но в будущем и в этом мире она происходить не может, потому что такого мира не уже будет" [21].

Переведено и используется с разрешения автора. Mark C. Albrecht. Reincarnation: A Christian Critique of a New Age Doctrine (Doeners Grove, IL: InterVarsity Press, 1982), chapter 4.

1. Ronald A. Ward, "James", ed. D. Guthrie, J.A. Motyer, A.M. Stibbs, O.J. Wiseman, The New Bible Commentary: Revised (Grand Rapids: Eerdmans, 1970), p. 1230.

2. Geddes MacGregor, Reincarnation in Christianity (Wheaton, Ill.: Quest Books, 1978), p. 16.

4. Идея реинкарнации косвенно опровергается следующими библейскими стихами: 2 Цар. 12:23; 14:14; Пс. 77:39; Лк. 23:39-43; Деян. 17:31; 2 Кор. 5:1, 4, 8; 6:2; Гал. 2:16; 3:10-13; Еф. 2:8-9; Фил. 1:23; Евр. 9:27; 10:12-14; Отк. 20:11-15.

5. Joseph Head, S.L. Cranston, eds., Reincarnation: The Phoenix Fire Mystery (New York: Warner Books, 1977), p. 134.

6. Список Иринея (ок. 190 г. н. э.) свидетельствует о широком признании новозаветного канона в конце II века. Его список почти идентичен нашему современному канону.

7. Против ересей, III, 3:1; "Св. Ириней Лионский".- М: Паломник, Благовест, 1996.- с. 222.- Серия "Библиотека Отцов и учителей Церкви".

8. Anna K. Winner, The Basic Ideas of Occult Wisdom (Wheaton, Ill.: Theosophical Publ. House, n.d.), p. 56.

9. Leoline L. Wright, Reincarnation (San Diego, Calif.: Point Loma Publications, 1975), p. 67.

10. Kenneth Scott Latourette, A History of Christianity (New York: Harper & Row, 1953), p. 24.

11. Reincarnation and Christianity (London: Wm. Rider and Son, 1909), p. 51.

12. Разговор Св. Иустина с Трифоном Иудеем, § 4; "Св. Иустин, Философ и Мученик. Творения".- М: Паломник, Благовест, 1995.- с. 142.- Серия "Библиотека Отцов и учителей Церкви".

13. Head and Cranston, Phoenix Fire Mystery, p. 145.

14. Allan Menzies, ed., The Anti-Nicene Fathers, vol. 10 (Grand Rapids: Eerdmans, 1978), pp. 474-475.

15. Там же, p. 447.

16. David Christie-Murray, Reincarnation: Ancient Beliefs and Modern Evidence (London: David and Charles, 1981), p. 59.

17. Philip Schaff, ed., Nicene and Anti-Nicene Fathers of the Christian Church, vol. 4 (Grand Rapids, Eerdmans, 1978), p. 209.

18. Schaff and Wace, ed., Nicene and Post-Nicene Fathers of the Christian Church, vol. 5 (Grand Rapids, Eerdmans, 1979), p. 419.

19. Там же, p. 283.

20. MacGregor, Reincarnation in Christianity, p. 91.

Имеются ли в Библии указания на переселение душ?

Реинкарнация в христианстве

В 553 г. н.э., при обстоятельствах, до сих пор остающихся тайной, византийский император Юстиниан (на Втором Константинопольском Соборе) приказал изъять учение о реинкарнации из христианских писаний. Тем не менее даже после такой «зачистки» в Библии и сегодня можно найти некоторые указания на реинкарнацию. Хотя их и немного, но они весьма убедительны.

В 9 веке до н.э. жил еврейский пророк Илия. 4 века спустя Малахия записал такое пророчество в конце Ветхого Завета: «Вот, Я пошлю вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного.»

Первая книга Нового Завета от Матфея три раза ссылается на это пророчество, а другие евангелия говорят о нем 7 раз. Из реплик учеников Иисуса становится ясно, что среди евреев существовало множество слухов и широко распространенных мнений, касающихся возвращения не только Илии, но и других древних еврейских пророков.

«Придя же в страны Кесарии Филипповой Иисус спрашивал учеников: «За кого люди почитают Меня?» Они отвечали: «Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию или Иеремию или за одного из пророков».

« И когда они сходили с горы, Иисус запретил им, говоря: «Никому не сказывайте о сим видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых». И спросили ученики Его: « Почему же книжники говорят, что Илия должен прийти прежде?» Иисус в ответ сказал: « Правда, Илия должен прийти прежде и устроить все. Но говорю Я вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели. Так и Сын Человеческий пострадает от них». Тогда ученики поняли, что Он говорил об Иоанне Крестителе [которого уже обезглавил Ирод].

«Когда они пошли, Иисус стал говорить народу об Иоане . Ибо он тот, о котором написано: вот, посылаю своего посланника пред вашим лицом, чтобы приготовил он путь перед тобой. И если примете, то это — Илия, которому должно прийти. Имеющий уши да слышит!»

Другая ссылка содержится в Евангелии от Луки: 9:7-9.: «Услышал Ирод четверовластник о всем, что делал Иисус и недоумевал: ибо одни говорят, что это Иоанн восстал из мертвых; другие что явился Илия, а иные что воскрес один из древних пророков. И сказал Ирод: «Иоанна я обезглавил, кто же это, о котором я слышу такое?». Об этом же случае рассказывается в Евангелии от Марка 6:14-16.

Тертуллиан, один из первых отцов церкви, высказывает относительно всех этих стихов Нового Завета мнение, которого придерживаются сейчас многие ортодоксы [хотя сам Тертуллиан откровенный сторонник реинкарнации]. Вкратце, Тертуллиан указывает, что Илия никогда не умирал. Бог перенес ег

о прямо на небо. Поэтому его последующее возвращение было не перерождением, а просто новым посещением. Говорится, что Тертуллиан основывал свое утверждение на стихе 2 Царств 2:11: «Вот явились огненная колесница и огненные кони и Илия вихрем вознесся на небо» и скрылся из взора.

Однако, если логически продолжить доводы отца церкви, то Илия должен был вернуться на землю в образе Иоанна Крестителя столь же чудесным образом, как он и покинул ее: он должен был спуститься на землю в теле взрослого человека. Но писания говорят, что Иоанн родился обычным образом. Поэтому все серьезные христианские теологи заключают, что гипотеза Тертуллиана не логична.

Американский философ 19 века из Гарварда Фрэнсис Боуэн, процитировав целый ряд стихов из Евангелия, упомянутых ранее, замечает в своей статье «Христианский метемпсихоз»: «То, что комментаторы не пожелали принять утверждения столь частые и недвусмысленные в их очевидном буквальном смысле, но пытались перетолковывать их в противоестественном метафорическом духе, доказывает ни что иное, как существование непреодолимого предубеждения в отношении учения о трансмиграции душ».

И последнее. Перерождение спасителей и пророков достаточно очевидно из христианского учения, но как насчет обычных людей? Возвращаются ли они? То, что ученики Иисуса считали это вполне возможным, видно из их вопроса о человеке, рожденном слепым. Они спросили: « Кто совершил грех? Он ли сам, или его родители, что он родился слепым?». Неизбежен вывод, что ученики имели в виду реинкарнацию очевидно, что если человек слеп от рождения, то он не мог совершить грех в этой жизни. Иисус имел удобный случай раз и навсегда покончить с идеей реинкарнации, но Он не сделал этого. Он просто ответил, что было предопределено, что Христос вернет ему зрение, с тем, чтобы «деяния Бога проявились в нем».

То, что смотреть на прошлую жизнь, как причину благостных и дурных качеств человека вполне законно, ясно из комментариев Св. Павла на Иакова и Исайю. Он говорит, что Господь любил одного и ненавидел другого до того, как они родились. (Римлянам 9:10-13; Малахия 1:2-3). Как можно любить и ненавидеть того, кто не существует?»

Другая иллюстрация предостережение Христа о том, что все, взявшие меч, от меча и погибнут. [Матф. 26:52]. Оно может быть универсально справедливым, какими и должны быть все утверждения Спасителя, лишь в том случае, если реакции приходят к нам более чем в одной жизни, ибо множество наемных солдат мирно умирают в своих постелях. Это полностью согласуется с З-м законом Ньютона на каждое действие имеется равное и противоположно направленное противодействие, а также с законом Кармы, приводимым в ведической литературе.

Аналогичная ссылка есть в Евангелии от Марка 10:28-31, где перечисляются награды, едва-ли достижимые в одной жизни. Петр говорит Иисусу: « Вот, мы оставили все и последовали за Тобой». Иисус отвечал: «Истинно говорю вам: Нет никого, кто оставил бы дом или братьев, сестер, отца, мать, жену или детей, или землю ради Меня, и не получил бы во сто крат более домов, братьев, сестер и матерей, детей, земель в веке грядущем жизни вечной. И многие первые станут последними, а последние — станут первыми». Разумеется, перечисленные награды нельзя получить в одном воплощении.

Святой Иоанн говорит в Откровении 3:12: «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он более уже не выйдет вон». Видимо, он уже воплощался ранее, иначе слово «более» не имело бы места и смысла. Возможно, что это старая идея об изгнании души и необходимости длительною очищения, прежде чем она сможет стать «столпом в храме Божьем». В Евангелии от Луки, 20:35-36, встречается схожая идея, Иисус говорит: «Те же, что достойны обрести тот мир, . не женятся. и более не умрут».

Из обоих стихов можно заключить, что цель, которую необходимо достичь, настолько трансцендентна по своей природе, что одной короткой жизни недостаточно, чтобы прийти к ней. Потому профессор Боуэн в эссе «Христианский метемпсихоз », цитировавшемся ранее, задает вопрос, не существует ли помимо очевидного духовного значения торжественных слов Спасителя: «Не родившись заново, человек не увидит Царства Божьего » ещё и буквального значения этих слов?

Вечная награда или вечное наказание, по словам Боуэна, выглядит несправедливым воздаянием за один кратковременный испытательный срок на земле.

Источники:
Реинкарнация, Библия и ранняя Церковь
Как непреклонно настаивают приверженцы учения о реинкарнации, это учение проповедовали Иисус и первые христиане, и Библия также его подтверждает. Если они правы, то слова К. С. Льюиса о том, что христианство — враг пантеизма, ошибочны, ведь учение о реинкарнации, в конечном итоге, основано на пантеистических предположениях гностицизма.
http://www.k-istine.ru/karma/karma-04.htm
Реинкарнация в христианстве
Реинкарнация в христианстве, что говорит Библия об этом
http://vedic-culture.in.ua/ru/the-vedas/christianity-and-the-vedas/1097-reincarnation-in-christianity

COMMENTS