Сознание человека

Все о сознании человека

Человек и не задумывается, благодаря чему у него возникают мысленные образы, получается осознавать произошедшие ситуации, обдумывать их и делать выводы. Мы не просто храним факты и базу знаний, мы способны размышлять, задействовать свои умственные способности, анализировать, ценить, творить и любить. Нас тянет к прекрасному, неизведанному и совершенному. Источник этих способностей — наше сознание. Как бы это ни было банально, именно оно отличает нас от животных и других форм жизни. Но что такое сознание? В чем заключаются его особенности? Как осуществляется формирование и становление сознания?

Изучением сознания занимается философия, психология и другие науки, предметом исследования которых является искусственный интеллект. В широком смысле сознание воспринимается как форма любого психологического отражения. В узком смысле сознание определяется как восприятие того, что поступает в мозг человека. Из этого понятия следует вывод, что сознание свойственно только людям.

Хотя ученые прилагают все силы на изучение этой психологической особенности человека, до конца ее форму и источник развития понять невозможно. Поэтому компьютерам и роботам не удается достичь сознательных действий. Исследователи могут узнать схему работы новейшего компьютера, однако между ним и работой человеческого мозга существует ряд отличий.

Ученые пытаются понять мозг с помощью мозга. Поэтому им так и не удается постичь тайны его работы.

На практике сознание представляет собой совокупность чувственных и умственных образов, которые и являются предметом глубоких размышлений. Ученые считают, что подобные психологические процессы происходят в мозге некоторых развитых животных: лошадей, дельфинов, собак, обезьян и других. Однако наличие данного психологического процесса еще не указывает на осознанность и способность к восприятию. Механизм протекания процесса и результат переработки информации – это главное свойство, присущее только человеку. Учитывая индивидуальность и сложность формирования сознания, его начинают причислять к феномену, хранящего много тайн и непонятных человеку особенностей.

  • Активно. Эта характеристика относится ко многим животным, однако отличительной чертой человека является способность психологически отражать действительность, воспринимать окружающий мир не пассивно и равнодушно, а по степени значимости. Такая дифференциация происходит осознанно, но без вмешательства человека в психологические процессы мозга.

  • Интенционально. Это свойство означает «стремление», «направленность». Характеристика сознания выражается в желании человека реализовать цель, появившуюся в результате осознанного мышления или же бессознательного намерения. В буквальном смысле «интенция» подразумевает влечение человека к осуществлению поставленной задачи без непосредственного вмешательства.

Наличие главных характеристик сознания вырабатывает такие свойства:

  • Психологическое отражение за счет использования чувств и познавательных процессов человека (память, мышление, ощущение, воображение, восприятие). При нарушении одного из процессов происходит и нарушение сознательных поступков.
  • Самооценка и рефлексия. Человек способен наблюдать за самим собой, контролировать эмоции, мысли и поступки. Благодаря этому зарождаются идеалы и ценности человека. Хорошо отражает эту характеристику высказывание Гегеля. Он сказал, что, хотя человек – это животное, он это осознает, а значит уже не является животным.
  • Способность давать здравую оценку. Это свойство ярко проявляется в нравственных чувствах и суждениях, моральных качествах и жизненных ценностях.
  • Постановка цели. Человек способен на основе осознанной деятельности принимать решения, строить планы, мотивировать себя, вносить некоторые коррективы.

Примечательно, что вся поступаемая в мозг информация перерабатывается и осознается человеком. Поначалу человек прилагает активные действия на оценивание произошедшей ситуации, а затем происходит автоматизация процессов.

Сознание не исключает бессознательную деятельность. Если поначалу мы проводим анализ поступков, даем им оценку, размышляем над ситуацией или новым для нас вопросом. Все это сознается без вмешательства человека в психологическую деятельность. Однако процесс выполнения и достижения поставленной цели автоматизируется.

К бессознательным действиям относится хождение, пение, речь, чтение, счет, письмо. Чтобы дойти до автоматизации, этими процессами человек активно управляет и усиленно над ними работает. При этом такое неосознанное повторение привычных действий может в одно мгновение перейти из автоматизированного в управляемое и контролируемое. В несознательном состоянии человек не способен объективно оценивать ситуацию, он не контролирует ее и не владеет данной проблемой, он нуждается в помощи, нарушается его поведение и отсутствует способность следить за временем.

Ярким проявлением бессознательной деятельности является сон. Во время этого сложного процесса в мозге происходит бесчисленное множество реакций. ВНД тормозится, и благодаря снам предотвращается психологическое истощение.

Процессы, которые осуществляются в головном мозге в момент сна, происходят бессознательно, однако характеризуются они произошедшими сознательными поступками, мыслями и эмоциями.

Сновидения – это одна из форм сознания, которой свойственно наличие представлений. Один из ученых подчеркнул, что сновидения – это удивительная комбинация прошлых пережитых впечатлений. То, что мы видим во сне, уже происходило в жизни. Некоторые абсурдные картинки, которые могут появляться перед нашим взором основываются на уже произошедших переживаниях, которые вступают в реакцию и различные связи в определенном участке головного мозга.

Когда мы просыпаемся, мы переходим из бессознательного состояния в сознательное. Поэтому жизнь представляет собой единство и гармоничное сочетание подсознательной жизни и сознательной.

Сознание особенно необходимо в таких ситуациях:

  • В решении сложных и конфликтных ситуаций.
  • При необходимости принять решение.
  • В момент психологической или психической угрозы.
  • По мере необходимости преодоления психологического или психического сопротивления.

Способностью человека к бессознательным действиям особенно часто пользуются маркетологи. Эти люди целенаправленно используют склонность человека некоторую информацию не улавливать, но сразу откладывать в подсознание. В результате человек, когда снова видит похожую информацию, она кажется ему знакомой и, соответственно, нужной. Так мы, совершенно не отдавая себе отчета, приобретаем товары, которые нам совершенно не нужны.

Ученые поняли, что можно с легкостью управлять психикой человека за счет предоставления ему информации в определенный момент. Так эти знания минуют сознание и сразу откладываются в подсознании. Эта теория называется 25-й кадр.

Способность мозга с большой скоростью воспринимать без участия сознания новую информацию и хорошо ее запоминать применяется не только в корыстных целях маркетологов. Существует ряд методик по изучению иностранного языка. Одна из самых эффективных и заключается в использовании 25-того кадра. Обучение проходит на протяжении 45 минут, которые делятся на три части. Во время первой вам предлагается просмотр картинок с написанными иностранными словами, которые меняются 25 кадров в секунду.

Затем на протяжении следующих 15 минут просматривайте эти же слова, но при этом слушайте произношение. Этот урок идет в обычном темпе. Последние 15 минут – практика, и вам нужно прикладывать усилия, чтобы доставать из подсознания правильные слова. Благодаря такой методике человек способен всего за час запомнить 7 000 новых иностранных слов, причем эти слова остаются в памяти, хотя вы можете не пользоваться изучаемым языком. В сравнении с традиционным способом обучения и изучения иностранного языка, вам придется полтора года прикладывать усилия.

Сознание в процессе оценки себя как личности играет ключевую роль. Человек способен себя оценивать, познавать, исследовать, причем и в качестве личности, и в качестве субъекта коллективной деятельности. Самосознание подразумевает непрерывный процесс самосовершенствования и улучшения своих достижений и качеств.

Существует даже отрасль в психологии, которая занимается исследованием «Я». Есть мнение, что «Я», то есть сознание человека, это несколько образов: от обычного до идеального и даже фантастического. В зависимости от восприятия себя человек принимает решения и в дальнейшем действует.

Самосознание проявляется и в личностной самооценке. Она тесно связана с притязаниями человека и желаемым уровнем достижений. Шкала притязаний повышается, если личности удается достичь поставленной планки и понижается, если человека преследуют неудачи.

Из-за потока информации, обрушивающегося на человека, рекомендуется быть предельно внимательным. Так как подсознание переплетается с самосознанием, необходимо начать совершенствоваться в разных сферах, но особенно в искусстве. Так у вас получится в большей мере использовать ум.

Будьте положительно настроены и визуализируйте успех. В таком случае вы точно сможете достичь поставленной задачи. Следите за тем, что вы читаете или смотрите перед сном. Если хотите запомнить полезную для себя информацию или выучить новые иностранные слова, то повторите их перед сном. На протяжении часа ночью мозг будет обрабатывать полученные знания и откладывать их в подсознание.

Не смотрите телевизор перед сном, не засыпайте перед ним и не слушайте его, когда не вникаете в суть передачи. Подумайте, зачем поддаваться языковой манипуляции и поглощать идеи, которые вам не нужны?

Чем больше человек вникает в работу головного мозга и сознание, тем сложнее ему это дается и тем дальше он уходит от истины. Только человек способен на познание самого себя и исследование с помощью мозга своего же мозга. Это достоинство нужно ценить, пользоваться, насколько это возможно умственными способностями, развиваться и контролировать поток внедряемой в нас информации.

Где у человека рождается сознание?

Американские исследователи в мозгу человека обнаружили переключатель, управляющий сознанием. Этот участок называется клауструмом или «оградой». При воздействии на него электротока человек полностью теряет способность чувствовать, осознавать себя, управлять своими действиями. Сразу после выключения тока сознание возвращается. Вероятно, эта перегородка синтезирует все ощущения и впечатления, создает единое, нераздельное переживание, восприятие реальности.

Открытие этого является важным для различных сфер. Прежде всего, оно будет иметь значение для людей, находящихся в коме — состоянии минимального сознания. Также, наконец, прозвучит окончательный ответ на вопрос, какие виды и организмы способны осознавать себя. Эти споры касаются в частности обезьян, кошек, собак и человеческих эмбрионов.

Клауструм – зона в мозгу, которая, возможно, генерирует единственное восприятие реальности. Воздействуя на нее электротоком, можно включать и выключать сознание. Человек при этом остается в состоянии бодрствования (то есть не переходит в сон) и при возвращении в нормальное состояние совершенно не помнит, что с ним происходило.

Как и о функционировании мозга в целом, о человеческом сознании ученые знают не так уж и много. Хотя «современной» нейробиологии уже почти 100 лет, но наработала она лишь общую схему работы важнейшего органа человека.

И большинство теорий сходятся на том, что за создание сознания ответственна определенная часть головного мозга, она интегрирует деятельность различных участков, создает единое, целостное ощущение, порождает восприятие реальности. Если провести аналогию с компьютером, то ячейка человеческого сознания — центральный процессор, без него машина — только совокупность различных деталей, пусть и исправных, но не способных принести никакой пользы.

Ученые под руководством Мохаммеда Кубейсси из Университета Джорджа Вашингтона (г. Вашингтон, США) сначала изучали эпилепсию у женщин. Нейробиологи электродами стимулировали различные участки мозга, чтобы выяснить, где именно скрывается падучая болезнь. Когда ученые направили ток на клауструм — участок мозга, расположенный под неокортексом — пациентка начала терять сознание. После приостановления электростимуляции сознание вернулось. В течение всего времени, которое на данный участок мозга влияли током, испытуемая прекращала любую деятельность (разговор, чтение, движения тела) и смотрела в одну точку. При выключении тока, пациентка продолжала предыдущую деятельность, не помня того, что с ней происходило раньше.

В интервью «New Scientist» Кубейсси сравнил сознание с автомобилем: авто состоит из многих деталей, но привести его в действие может только поворот ключа в соответствующем замке зажигания.

Результаты экспериментов все же вызывают вопросы. Прежде всего, вызывает сомнения то, что к выводам пришли на основании обследования лишь одного человека, причем больной эпилепсией. Перед экспериментом подопытной удалили часть гиппокампа, следовательно, ее мозг может быть нетипичным и не подходить для вывода общих гипотез. Необходимы следующие исследования, а учитывая резонанс, который вызвала недавняя публикация, они не заставят себя ждать.

Если подтвердится, что «клауструм» – центр сознания, тогда последствия трудно переоценить. Понятие сознания рождено идеей, что человек – нечто большее, чем сумма примитивных животных ощущений. Его изучение всегда составляло трудности. Сознание – один из факторов, который делает нас людьми: оно наделяет человеческими чертами, выводит за пределы биологического автоматизма, не позволяя слепо реагировать на заложенные от природы инстинкты.

Опыты обнаружили еще один интересный нюанс: даже когда при электростимулировании клауструмы обезвредили сознание, пациент оставался в состоянии бодрости. Такое состояние и сознание считают неразделимыми процессами. Но, вероятно, они не столь тесно связаны, как предполагали до сих пор.

Американское исследование, кроме всего, усовершенствовало понимание того, как действует анестезия, и что происходит во время комы. Эти состояния для современной медицины все еще остаются загадочными.

Ученые предполагают: клауструм есть в мозгу всех млекопитающих. Означает ли это, что и коты с собаками имеют сознание и самосознание? Становятся ли автоматически сознательными зародыши человека (и других млекопитающих), когда у них развивается данный участок мозга? А простые животные, у которых нет клауструма, неужели им вполне чуждо сознание? Впереди у нейробиологов увлекательные и познавательные поиски.

Сознание человека

Сознание человека – это наивысшая интегрированная форма психики. Оно складывается под влиянием общественно-исторических условий в трудовой деятельности человека, а также в его общении с другими людьми при помощи языка.

Сознание человека обладает следующими характеристиками:

  • Самооценка (как себя в целом, так и отдельных поступков). Это выражается в познавательной, эмоциональной и волевой формах.
  • Отображение мира посредством познавательных процессов: воображение, мышление, память, ощущение, восприятие. Нарушение одного или нескольких познавательных процессов, как правило, приводит к расстройству сознания.
  • Наличие определенной цели, которую имеет любая деятельность человека. Благодаря этому он способен предусматривать будущее, принимать решения, стремиться вперед, преодолевать трудности.
  • Различие объекта и субъекта.
  • Эмоционально-оценочное отношение к окружающему миру, событиям и самому себе. Это проявляется в таких чувствах, как патриотизм, долг, интернационализм.

Некоторые действия человека можно оценить как высоко сознательные, к другим же такую характеристику применить нельзя. В связи с этим можно сознание человека разделить на некоторые уровни, которые могут проявляться как у разных людей, так и у одного.

1. Низкий уровень. Человек плохо осознает обстоятельства, свои действия и отношение к ним.

2. Высокий уровень. Человек хорошо понимает и принимает все, что происходит вокруг. Руководствуясь определенными мотивами и целями, он планирует, организует и направляет свои действия.

Миллионы лет назад, в те времена, когда планету населяли только простейшие организмы, не могло быть такого понятия, как сознание (человека же еще вообще не существовало). Живые организмы могли лишь реагировать на воздействие окружающей среды. Эту форму можно назвать раздражительностью. Благодаря ей происходила некоторая адаптация простейших организмов. Эту стадию развития психики называют сенсорной.

Эволюция подарила живым организмам способность ощущать окружающий мир через органы слуха, зрения и осязания. С появлением нервной системы они научились различать цвета, форму, температуру и так далее. Данная стадия развития называется перцептивной.

Одним из важнейших элементов психики является восприятие. Благодаря ему животные получили возможность не только приспосабливаться, но и проявлять внутреннюю активность. Высшие млекопитающие имеют элементарное мышление. Например, обезьянам характерна психическая деятельность, которая более сложная, нежели у других животных. Данная стадия психики называется стадией интеллекта.

Развитие психики человека зашло намного дальше. Людям присущи различные чувства, смысловая и логическая память. Можно сказать, что все формы психического отражения объединились у них в единое целое. Такой формой отражения в эволюции и является сознание.

Развитие сознания человека с рождения проходит все эти стадии в ускоренном режиме. Годовалый ребенок уже способен осознанно взаимодействовать с окружающей средой и выделять себя из нее.

На протяжении многих столетий людей интересовала психология. Благодаря полученным знаниям люди научились управлять, манипулировать окружающими. Сегодня управление сознанием человека происходит на всех уровнях. Постоянная реклама на телевидении, в газетах и журналах заставляет людей делать то, чего бы они сами никогда не сделали.

Методы управления сознанием – это стратегии, используемые людьми для достижения каких-либо целей. Они разрабатываются с целью заменить восприятие тех или иных вещей, заставить человека поступать так, как желает другой.

Самая популярная и действенная тактика современных политиков, торговых компаний и рекламных агентств – «промывание мозгов». Регулярное повторение одной и той же информации заставляет людей воспринимать ее как собственные мысли и идеи. Это приводит в лучшем случае к излишней трате денег, покупке ненужных вещей и так далее.

Сознание человека

  • Психология как наука
  • История психологии
  • Предмет и задачи психологии
  • Методы психологии
  • Отрасли психологии
  • Психологическая структура личности
  • Сознание и самосознание
  • Мотивационно-потребностная сфера личности

Сознание — высший уровень психической активности человека как социального и духовного существа. Сознание — это отношение к миру со знанием его объективных закономерностей.

Сознание — одно из основных понятий не только психологии, но и философской науки.

В философии понятие сознания раскрывается путем его сопоставления с другим важнейшим философским понятием материи. Поэтому понимание сущности сознания оказывается в зависимости от способа решения вопроса о взаимоотношении материи и сознания, от понимания сознания а широком или узком смысле.

При понимании сознания в широком смысле оно трактуется как самостоятельная сущность, субстанция, способная творить мир. Подобное субстанциональное, широкое понимание сознания характерно для идеалистической философии.

Такой подход был впервые наиболее последовательно выражен в период античности философией Платона. Тот же подход развивался и в христианской философии средневековья, признававшей в качестве носителя высшего сознания Bora, а позднее и в немецкой классической философии, в идеалистической системе Гегеля, в которой роль первоначала мира выполняла абсолютная идея. Абсолютная идея (мировой разум), по Гегелю, есть первичная субстанция, творяшая все другие формы бытия; она пронизывает и природу, и человека, которые трактуются Гегелем лишь как формы инобытия все той же абсолютной идеи.

Анализ сознания будет неполным без выяснения его происхождения.

Происхождение сознания при разном его понимании — в широком и узком смысле — объясняется по-разному.

Сознание в широком, субстанциональном смысле является вечным, и поэтому вопрос о его происхождении в идеалистической философии даже не ставится. В этом смысле, как отмечалось, оно близко к понятию Бога, обстоятельства появления которого в религии и религиозной философии также не обсуждаются.

Но при понимании сознания в узком смысле как свойства материи неизбежно возникает вопрос о его происхождении из материи.

Вопрос этот оказался весьма сложным из-за очевидной противоположности материи и сознания, феномены которого — ощушения-восприятия, понятия и суждения — совершенно противоположны материальным объектам, поскольку в отличие от них не обладают ни цветом, ни запахом, ни вкусом, ни какой-либо видимой формой.

Из стремления разрешить это непростой вопрос и возникла материалистическая теория отражения. В этой теории возникновение сознания связывается с всеобщим, фундаментальным свойством ма- терн и — отражением. которое якобы существует наряду с такими более известными свойствами материи, как время, пространство и движение.

Отражение понимается как свойство материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить особенности других систем, сохраняя в себе их следы, отпечатки. В рамках этой теории сознание выступает в качестве высшей формы такого отражения.

Первым уровнем отражения признаются физико-химические взаимодействия в неживой природе, а вторым — биологические взаимодействия при участии органов чувств.

Таким образом, по представлениям материалистов, сознание возникло на основе свойства отражения как фундаментального свойства материи, а также на основе трудовой деятельности и общения человека с себе подобными. Последнее имеет особенно большое значение для развития человеческого сознания, поскольку оно особенно быстро обогащается на основе всех форм социальной деятельности.

Современные психологи, характеризуя сферу сознания, прежде всего отмечают, что при всей кажущейся стройности как идеалистического, так и материалистического подходов к объяснению природы сознательного каждый из этих подходов все же имеет свои недостатки.

Так, по представлению материалистов, сознание как бы внезапно, «чудесным образом», без видимых причин появляется на определенном этапе развития живой материи. Кроме того, содержание наших знаний нельзя свести только к результатам отражения. Об этом свидетельствует содержание наших знаний: в них велика роль знаний, полученных независимо от процесса отражения, в результате автономной, творческой активности самого сознания. Проблема психо-физиологического субстрата этих и многих других процессов сознания остается одной из сложнейших, еше нерешенных проблем психологической науки.

Вместе с тем, конечно, имеется множество фактов, которые определенно свидетельствуют о зависимости, существующей между мозговыми и психическими процессами, материальными и идеальными явлениями. Это обстоятельство является одним из основных аргументов в пользу материализма. Но эта взаимосвязь все же не является свидетельством того, что развитие материального является причиной появления и формирования идеального.

По остроумному замечанию одного из критиков материалистической концепции французского философа Анри Бергсона (1859- 1941): плащ, висящий на вешалке, связан с вешалкой и даже может покачиваться вместе с ней. но это не означает, что плащ и вешалка одно и то же. Точно так же взаимодействуют материальное с идеальным. Хотя они и связаны между собой, на что указывает теория отражения, но никак не тождественны друг другу.

Но и идеалистический взгляд, утверждающий независимость идеального от материального, тоже сталкивается с проблемами, когда требуется объяснить факты, накопленные современной медициной, физиологией и психологией о зависимости между психическими процессами, физическими состояниями человека и работой его мозга.

Поэтому сегодня некоторые определения сознания пытаются как-то объединить в себе два этих противоположных подхода, что выражается, например, в следующем синтетическом определении:

Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, если психику рассматривать с материалистических позиции, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику рассматривать с идеалистических позиции.

Однако, очевидно, что это определение страдает неопределенностью, двойственностью.

Более содержательным и однозначным является следующий вариант определения сущности сознания:

Сознание — высшая форма психического отражения и саморегуляции, присущих только человеку как общественно-историческому существу, формируется в процессе общения, опосредуется речью, направлено на преобразование действительности; связано с самосознанием, ориентированным на внутренний мир субъекта.

И наконец, если центром, ядром всей человеческой психики признается организация оптимального поведения организма по удовлетворению потребностей индивида, то сознание с его главной функцией «отражения» оказывается лишь начальным этапом функционирования психики, а не ее высшей ступенью, как это представляется в предыдущем определении.

При таком понимании главная задача всей психики, в том числе и сознания, состоит в том, чтобы организовать целесообразное поведение по осуществлению выбранной индивидуумом актуальной для него на данный момент потребности.

Для понимания сущности сознания, которое раскрывается приведенными определениями, следует учитывать, что в них идет речь именно о сознании, как одной из структурных частей психики, а не о всей психике в целом. Сознание и психика близкие, но неодинаковые по содержанию понятия, хотя в философской, а иногда и в психологической литературе допускается их неправомерное отождествление.

Следует также учитывать, что приведенные определения сознания пытаются выделить лишь его сущность, главное свойство, но не исчерпывают всего богатства его содержания. Содержание всегда богаче сущности. Поэтому справедливо мнение о том, что всякое определение сущности всегда «хромает». Чтобы преодолеть эту «хромоту», недостаточность любых определений, их обычно дополняют характеристикой других, не главных, но существенных свойств предмета. а также описанием структуры, т.е. тех частей, из которых они слагаются.

При описании структуры сознания обычно выделяются следующие ее особенности:

Сознание — двумерное явление:

  • во-первых, оно включает в себя информацию о внешнем мире, объекте;
  • во-вторых, оно направлено и на самого носителя, субъекта сознания, т.е. сознание выступает в качестве самосознания.

В ту картину мира, которую формирует сознание, включен и сам человек, его действия и состояния. Наличие у человека способности к самопознанию является основанием для существования и развития психологии, ибо без нес психические явления были бы закрыты для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь представление о том, что у него есть психика.

Самосознание — это осознание человеком своей деятельности, мыслей, чувств, потребностей.

Способность осуществлять самопознание, т.е. направлять психическую деятельность на самого себя, — уникальное свойство человека, отличающее его от животных.

В процессе самосознания человек осознает смысл собственной жизни, развивает свои умственные, нравственные, а также профессиональные качества, самосовершенствуется.

Сознание, самосознание в психике человека тесно связаны с бессознательным. Бессознательное иногда, например во фрейдизме, резко противопоставляется сознанию. Причем решающая роль в жизни человека этой концепцией отводится не сознанию, а подсознанию, особенно сексуальным чувствам. Подсознание, по Фрейду, проявляется прежде всего в сновидениях, в состоянии гипноза.

Существует, однако, и другая трактовка соотношения сознательного и бессознательного, суть которой состоит в признании приоритета сознания, особенно рационального сознания, мышления. В философии эта трактовка представлена рационализмом (Декарт), а в психологии гештальпсихологией (Кёлер) и когнитивной психологией (Нейссер).

Современная психология считает, что сознательное и бессознательное в психике человека не отгорожены и постоянно влияют друг на друга. Кроме того, человек в состоянии контролировать всю свою психику на уровне сознания.

Сознание включает несколько основных структурных блоков, главными из которых являются:

  • познавательные процессы, к которым относятся ощущения, восприятия, представления, мышление, память, язык и речь;
  • эмоциональные состояния — позитивные и негативные, активные и пассивные и т.д.;
  • волевые процессы — принятие и исполнение решений, волевые усилия.

Все эти структуры сознания обеспечивают формирование знаний и предметно-практическую деятельность человека по удовлетворению его многообразных потребностей.

В завершение характеристики феномена сознания следует обратить внимание на некоторые его существенные черты, которые наиболее часто указываются в психологической литературе.

Сознание динамично, подвижно, изменчиво. В фокусе сознания непрерывно, с утра до вечера и даже во сне, у человека появляются, сменяя друг друга, то одни, то другие образы, мысли, представления. Сознание напоминает течение реки. Поэтому его иногда характеризуют термином «поток сознания». Эту черту сознания впервые подметил античный философ Демокрит, высказавший мысль о том, что в мире все течет, все изменяется, нельзя дважды войти в одну и ту же реку, и души человеческие текут как ручьи.

Сознание никогда не существует в «чистом виде», само по себе, изолированно от его конкретного носителя. Эта особенность сознания выражается термином «субъектность сознания», а также отражается формулой: «Сознание — есть субъективный образ объективною мира». Все произведения человеческой культуры — материальные и духовные — первоначально возникли в сознании их творцов.

Но всякое индивидуальное сознание возникает не па пустом месте, не в вакууме. Важнейшей особенностью сознания, которую особенно настойчиво выделяла отечественная психология, является тесная связь индивидуального сознания с общественным. Эта связь осуществляется через язык и речь, которые в своем содержании воплощают весь опыт человеческой культуры. Каждый человек в ходе индивидуального развития через язык и речь так или иначе приобщается к общественному сознанию.

Сознание активно. Эта черта сознания проявляется не только в процессе создания и изменения «картины мира», но и в предметно- практической деятельности по удовлетворению потребностей человека, которому необходим адекватный образ мира для того, чтобы его деятельность была эффективной. Эта особенность сознания выражается формулой: «сознание не только отражает мир, но и творит его». Это означает, что если психика животных обеспечивает прежде всего приспособление животного к окружающему миру, то сознание человека может позволить ему изменить мир, приспособив его к своим потребностям.

Сознание может не только отражать реальный мир, но и создавать идеальные конструкции, представления, которым нет аналогов, прообразов в реальном мире. Человек способен, отвлекаясь от реального восприятия окружающей действительности, рисовать в своем воображении то, что в данный момент не существует, или даже то, что никогда не существовало и не будет существовать. Таково содержание религий, социальных утопий, а также некоторых гипотез, претендующих на статус научности.

Источники:
Все о сознании человека
Что такое сознание? Главные характеристики и особенности сознательных и бессознательных действий. Как владеть своим сознанием и подсознанием?
http://sunmag.me/sovety/17-03-2014-vse-o-soznanii-cheloveka.html
Где у человека рождается сознание?
Почему мы осознаем себя? Какая часть мозга отвечает за это? Ответы здесь.
http://www.psixosomatika.com/gde-u-cheloveka-rozhdaetsya-soznanie/
Сознание человека
Сознание человека – это наивысшая интегрированная форма психики. Оно складывается под влиянием общественно-исторических условий в трудовой деятельности человека, а также в его общении с другими людьми при помощи языка.
http://fb.ru/article/43967/soznanie-cheloveka
Сознание человека
Психология как наука История психологии Предмет и задачи психологии Методы психологии Отрасли психологии
http://www.grandars.ru/college/psihologiya/soznanie.html

COMMENTS