Тайна воды и тайны психики

ВЕЛИКИЕ ТАЙНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ

«. Нужно понять значение психической энергии и научно изучать ее проявления. Незачем проверять ее на Зрелищах в виде фокусов.Следует со всей заботливостью и ответственностью приступить к открытию сокровищ человечества».

(Из учения АГНИ -ЙОГИ «Община»)

«Психическая энергия есть Все, — пишет Е.И.Рерих, — Психическая энергия есть всеначальная энергия. Психигеская энергия есть та энергия, которая лежит в основании проявления мира. «

В последнее время психической энергии придают особое значение в связи с тем, что попав в затруднительное положение, люди ищут выход из тупика, порой обращаясь к психической энергии, и используя контакт с ВЦ и BP. Замечено, что для людей, выходящих на контакт, последствия не всегда бывают благополучными, а воздействия HЛO или других каких-то сил проходят не бесследно. Остановлюсь вначале на психической энергии человека. Впервые о ней сообщил Иисус Христос, когда сказал:

«Если будете иметь веру с зерно горчичное и скажете вере сей: ввергнись в море — и будет так». Он обратил внимание людей своими «чудесами» о влиянии ПЭ человека на материальные явления: превращение воды в вино, излечение больных с самыми разными заболеваниями, в том числе и психически больных, хождение по воде, вызывание любой погоды, понимание языка животных, птиц, рыб (мог приказать рыбам, чтобы они забрались в сети), мог проходить через стены (телепортация), создавал съедобные кушанья, его воскрешение из мертвых и т. д. (Библия. МЛ 993.)

А.Клизовский (1994) писал: «.. Область Психической Энергии есть еще неведомая и малоисследованная область. Пособий и источников по этому вопросу почти нет. Человек не только конденсатор и трансмутатор космических энергий, но он сам — мощная динамо-машина, которая излучает разного рода энергии. Истине Мир будущий, Мир Высший грядет в доспехах лучей лабораторных. Именно лаборатории укажут на преимущества высшей энергии и не только установят превосходство излучений человека над всеми, до сих пор не известными лучами, но параллельно будет наглядно выявлена разница в качестве таких излучений. (Основы миропонимания новой эпохи. Издание 4-е, Рига, том 3,с. 269).

А может изучение ПЭ раскрывает «Божественные Силы» в» Человеке-Боге»? А были ли попытки сравнивать людей уже с Богами?

— «Высшее счастье-трансформация человека в Бога» (Дж. Бруно)

— «Человек есть Бог» (Е.П. Блаватская)

— «Не будет натяжкой назвать человека Богом» (Макс Гендель). Но что же способствует раскрытию ПЭ в Человеке-Боге? В этом плане представляет интерес высказывание Макса Генделя (1911): «Гортань опять произнесет «потерянное Слово», «созидательный Приказ», который под руководством великих учителей использовался в древней лемурии при создании растений и животных. Человек будет тогда истинным творцом. » Об этом говорил в своем выступлении ученый, исследователь, врач-психиатр, профессор Г.П.Крохолев на семинаре в Перми 12 августа 1996 года.

Он доказывал, что в начале психической энергии человека было слово, и продолжал:

«Я предполагаю, что этим «потерянным Словом», «созидательным Приказом» является слово «АУМ» (мантра, молитва)! В книге «АУМ» (1990) пишется: «АУМ (ом) — космическая, творческая вибрация. АУМ — священное трехсложное слово молитвенного значения. Слово — творчество, слово творящее. В нем космическая сила, в нем сила атомной энергии. Каждое слово, произнесенное с ясным осознанием его значения, с глуоокои сконцентрированностью, — материализует это его значение». («АУМ», «Терра», 1990, № 3, с. 7.) «Этим словом создана Вселенная». (С. Вивеканан-да) А.Клизовский (1994) писал: «Что же такое Психическая Энергия? Психическая Энергия есть Великий АУМ, сказано в Учении. Но что такое АУМ? АУМ есть молитва. Это древнее священное сочетание понятий, которое приводит организм произносящего эту молитву в гармоничное звучание с вибрациями Высшего Мира и способствует притоку в него Психической Энергии» А — Мысль, У — Свет, М — Тайна!»

Его выступление было ярким, убедительным. Он говорил: «Передо мною была поставлена задача: изучить, в чем раскрываются для меня резервные возможности при произношении слова «АУМ» при пробуждении по утрам и вечерами перед сном с накоплением ПЭ и обращением к ВЫСШЕМУ МИРОВОМУ РАЗУМУ (BMP) с целью влияния на материальные явления (вызывание погоды, поездки, лечение и т.д.). Всего проведено «опытов о влиянии ПЭ ЧЕЛОВЕКА через BMP на материальные явления» в количестве 609 случаев и положительные результаты получены в 562 случаях, что составляет 92,3%. А отрицательные «опыты» получены в 47 случаях — 7,7%.

Недаром говорят следователи, что у погибшего человека в глазах может быть запечатлен убийца.

Как видим, психическую энергию не только ощущают, но и фотографируют. В связи с проявлением психической энергии я вспомнила занятия в школе — семинаре по проблемам биолокации, по теме: «Возможные физические поля, обуславливающие возникновение биолокационного эффекта». Занятия проходили в городе Бица (март 1986 год) Здесь было много интересных выступлений, особенно академика Н.Н.Сочеванова, который рассказал о бланках, разосланных академикам, член-коррам, докторам наук и т.д., где был поставлен вопрос об их отношении к БПЭ. Статистические данные анкетирования указали на причину обратно пропорциональной зависимости ответов (положительных) с научными степенями и званиями было мало, отметил Н.Н.Сочева-нов, и это кроется в консерватизме людей из прошлой науки. Молодое поколение с новой научной парадигмой более восприимчиво к передовым научным идеям.

Очевидно, при помощи психической энергии художника возникает поляризация частичек краски, которые точно копируют живую структуру растений, передавая цветное объемное изображение. Картину, изготовленную на моих глазах, Анс Гросс подарил мне, предварительно проставив свой автограф. Возможности психической энергии безграничные, она (энергия) имеет свои механизмы. Г.П.Крохолев считает, что их очень много, поэтому он остановился лишь над некоторыми из них. Он разделил ПЭ (психическую энергию) на 20 видов:

1. Телепатия (спонтанная, как правило, между близкими людьми, но может быть и направленная, одно- и двухсторонняя).

2. Диагностика, как непосредственно по человеку, так и дистанционное, по телефону, фотографии, образу и пр.

3. Целительство, как непосредственное, так и дистанционное, как руками, так и иными методами (наговоры и пр.).

4. Ясновидение — прошлого, настоящего и будущего, пророчества.

5. Аура человека и физические поля, их значение, параметры.

6. Психография (бессознательная запись информации, поступающей телепатически).

7. Психометрия (считывание с объектов наслоенной информации).

8. Телекинез (бесконтактное воздействие на объекты, их перемещение).

9. Левитация (чаще всего спонтанная), явления «антигравитации».

10. Астральные путешествия (нахождение вне тела).

11. Активация предметов, положительная и отрицательная, в т.ч. магия белая и черная.

12. Огнехождение и огнедержание.

13. Спиритизм, общение с духами, привидения, полтергейст.

14. Самовнушение, стигматы.

15. Гипноз, особенно в самой глубокой парадоксальной фазе.

16. Трансмедиумизм, в частности, трансдиагностика и трансцелительство.

17. Психохирургия (хил л еры).

18. Религиозные феномены, связанные с религиозной атрибутикой.

19. Реинкарнационная память.

20. Телепатические контакты.

Я считаю, что все эти виды энергии, перечисленные ученым — исследователем Г.П.Крохолевым, есть ничто иное, как различные проявления торсионного поля человека или биологического объекта. Величайший астроном и математик Камил Фламмарион в своей книге «Неведомое» писал: «Неведомые силы существуют

в природе и связаны пока с неразгаданным воздействием на психику человека». Все эти явления он разделил на 15 категорий, видимо, прикоснувшись к тонкой энергии, хотя сюда же он отнес и шаровую молнию. В эти категории входят:

1. Видение или явления умирающих.

2. Прозрение событий, происходящих вдали

3. Вещие сны и предвидение будущего.

4. Явления во время сна.

5. Предчувствие встреч, интуиция.

6. Исполнившиеся предчувствия.

8. Движение предметов без видимых причин.

9. Передача мыслей на расстоянии.

10. Ощущение мира животными.

11. Самопроизвольно открывающиеся запертые на замок две-

12. Спиритические сеансы.

13. Различные видения у живых и здоровых лиц.

14. Видения мертвых, как живых и др.

Эти категории К.Фламмариона дополняют и перекликаются с видами психической энергии человека у Г. Крохолева, дополняя их. И все-такй, многие виды ПЭ остаются неразгаданными и неизученными «белыми пятнами» в науке до сих пор.

Идет век новых знаний или бывших знаний, которые были вытеснены из сознания людей техническим прогрессом. Поэтому, пока не поздно, надо по крупицам собирать упущенное, по возможности проводить проверку на достоверность и не забывать открытий прошлого, помня, что все новое — это давно забытое старое.

В настоящее время мы не можем смело утверждать, что наука сказала свое слово по всем видам, категориям ПЭ, предложенным К.Фламмарионом и Г.Крохолевым. Тому пример — телепатическая связь контактера с НЛО (неотождествленными летающими объектами), поиск пропавших людей через их торсионные поля и т.д. К.Фламмарион говорил: «Самое страшное оскорбление — это неверие и недоверие».

Сейчас многие не верят в НЛО, в информацию отдельных контактеров, в «снежного человека» и т.д., а ведь все это, пока необъяснимое, неразгаданное, готовит нас, людей, к полету в будущее, т.е., «назад к Звездам!»

Желтое Солнечное Семя

В лаборатории удалось смоделировать выход души из тела

Смотрю на себя с потолка

Примерно четверть воскресших покойников — тех, кто пережил клиническую смерть и потом вспомнил свои путешествия в загробный мир, — видели себя со стороны. Мистики полагают, что это неопровержимо свидетельствует: душа существует. Ведь, кроме нее, посмотреть на временно покинутое тело и некому.

Самое удивительное, что ученые — психиатры, нейрофизиологи — ничуть не сомневаются в том, что человек может взглянуть на себя со стороны. У феномена даже есть название — «внетелесный опыт». Его серьезно изучают уже долгие годы, но не связывают лишь с околосмертными переживаниями.

Как показывают исследования, люди «выходят из себя» под действием стресса, наркотиков, во время некоторых заболеваний. Например, профессор Леонид СПИВАК, ведущий сотрудник Института мозга Российской академии наук (С.-Петербург), фиксировал феномен у рожениц. О «внетелесном опыте» сообщала каждая десятая из числа обследованных им.

— Как правило, женщины видели и самих себя, и медперсонал, и соседок по палате с высоты 2 — 3 метров, — отмечает Леонид Иванович. — Будто бы с потолка. «Воспаряли» внезапно, переставали чувствовать боль, ничего не слышали, испытывали умиротворенность. «Воссоединялись» с телом примерно через минуту — столь же внезапно, как и «расставались». Боль при этом возвращалась.

Фактов «внетелесного опыта» тысячи — хватает, чтобы признать его реальность. Однако прежде ученым приходилось верить «выходцам» на слово. И не было никакой возможности — по крайней мере простой — испытать то же самое. Теперь она появилась благодаря хитрости, примененной исследователями Университетского колледжа в Лондоне.

Человек надевал на голову шлем с видеодисплеями. Стереоизображение на них посылали две видеокамеры, установленные в паре метров за спиной испытуемого. Они были как бы глазами. Иными словами, человек видел только то, что транслировали эти камеры: себя со стороны. Для пущей убедительности ученые поглаживали «наблюдателя» палочкой — той, которую он не видел, — и одновременно двигали другую палочку перед камерами. Испытуемому казалось, что прикасаются к его «виртуальному телу» — будто бы душу скребут.

Отзывы тех, кто прошел через «раздвоение личности», испуганно-восторженные. Все без исключения ощутили, что и в самом деле покинули тела. А некоторые натурально напугались, когда ученые пошутили: взмахнули перед камерами бейсбольной битой, нацеливая ее в область паха. Испытуемые инстинктивно прикрыли ее руками. Словно футболисты в «стенке» перед штрафным ударом.

И вот что еще занятно: после экспериментов добровольцев просили показать, в каком месте комнаты они находились. Показывали то, где было их «виртуальное тело», а про свое настоящее и не вспоминали.

— «Внетелесный опыт» не является чем-то сверхъестественным, — делает вывод руководитель экспериментов Хендрик ЭРССОН. — Это иллюзия, которая вполне может быть порождена некими процессами в мозгу: он легко принимает «обман» за реальность.

Аналогичного мнения придерживается и профессор Спивак, который считает, что за «внетелесный опыт» отвечает кора височной области.

Изумленный Бланке предположил, что, возможно, во время стресса мозг тоже каким-то образом возбуждает эту извилину и с ее участием посылает на зрительную кору информацию о положении тела в пространстве. Та ее по-своему воспринимает, перемешивает с уже имеющимися картинками и проецирует на сетчатку глаза. Возникает эффект вывернутого наизнанку зрения, а человеку при этом кажется, будто бы он видит себя со стороны. Примерно так же, по мнению ученого, возникает и известный в психиатрии эффект раздвоения личности.

Кстати, скептики-материалисты ссылаются и на недавние эксперименты в английском Уэльсе. Местные врачи наблюдали клиническую смерть 39 пациентов. При этом они рисовали и размещали недалеко от временно покойных листки с нарисованными на них крупными символами. И никто из тех, кто «выходил из своего тела», символов не «видел».

Сьюзен БЛЭМОР, специалист по парапсихологии из Университета Западной Англии:

— Открытие того, что «внетелесный опыт» — совершенно естественный феномен, не доказывает, что астрального тела, или души, или духа, не существует. Но оно четко показывает, что придумывать их нет необходимости. «Внетелесный опыт» можно воспринимать не как доказательство существования сверхъестественного или жизни после смерти, а как завораживающее и волнующее явление, которое все мы потенциально можем испытать.

Медики нашли человеческую душу

С помощью устройств магнитно-резонансной томографии медикам удалось обнаружить свидетельства наличия у человека души. Об этом заявил председатель Израильской ассоциации нейроиммунологов и глава центра по изучению рассеянного склероза при больнице Адаса Эйн-Керем, профессор Димитриус Каросис.

Новые исследования, по словам профессора, наглядно демонстрируют, что занятия каббалой, эзотерическими учениями или греческой философией задействуют в мозге так называемый «аппарат веры».

Он активизирует мозговую деятельность и блокирует развитие болезни, когда конвенциональная медицина оказывается бессильна.

Результаты исследований связи между мозговой активностью и духовностью будут впервые обнародованы 29 апреля на ежегодном съезде израильских нейроиммунологов в Кейсарии, сообщает MIGnews.com. Специалисты представят новые исследования в области деятельности мозга и ее связи с иммунной системой человеческого организма.

Отделение души от тела все-таки происходит в мозге

На энцефалограммах умирающих зафиксированы мощные всплески электрической активности

О своих экспериментах ученые медицинского факультета Университета Джорджа Вашингтона (George Washington University Medical Faculty) рассказали в октябрьском номере специализированного журнала Journal of Palliative Medicine.

Они снимали энцефалограммы — картины электрической активности мозга — у семерых пациентов, которые умирали от рака или последствий сердечного приступа. Спасти этих людей было уже нереально. И они в итоге скончались. Но за мгновения до смерти у всех несчастных мозг словно бы взрывался. В нем возникали невероятно мощные всплески электрических импульсов — при жизни таких не было.

Медики предположили, что столь аномальная активность как раз и связана с теми яркими видениями, о которых иной раз рассказывают люди, вернувшиеся с того света.

— Сначала мы не поверили своим глазам, — говорит руководитель экспериментов доктор Лакхмир Чавла (Lakhmir Chawla). — Подумали, что всплески на энцефалограммах порождены мобильными телефонами или другой работающей электронной аппаратурой. Позаботились о том, чтобы исключить подобное влияние. И снова увидели аномалии.

По словам доктора, ничего мистического в обнаруженном явлении нет.

— Все нейроны соединены в электрическую цепь, — объясняет Чавла. — От недостатка кислорода они теряют способность удерживать электрический потенциал. И разряжаются — испускают импульсы лавинообразно. При этом в мозгу могут возникать самые причудливые картины — от яркого света до тоннелей и прочих галлюцинаций. Мощные импульсы способны на какое-то время всколыхнуть и долговременную память — как бы высветить ее. И тогда перед глазами человека пронесется вся его жизнь, «явятся» давно умершие родственники. Словно бы придут с того света. Обо всем об этом и рассказывают пережившие клиническую смерть.

А руководствуясь мистическими соображениями, можно предположить, что доктор с коллегами зафиксировал таинственный процесс отделения души от тела. Ведь иных, подтвержденных приборами, материальных свидетельств нет. Но есть вполне научная гипотеза, что процесс отделения напоминает разрядку электрического конденсатора. И в первые моменты смерти «отлетают» почти 90 процентов души, остальные — в период с 9-го по 40-й день.

Вот только такие — более отдаленные — измерения Чавла не проводил. Не снимал он энцефалограммы и у возвращающихся с того света. И не видел, к сожалению, что происходит с мозгом, когда душа «возвращается» в тело. Однако, если связь того и другого все-таки существует, то разумно предположить, что душа расположена в мозге, раз он становится столь аномально активным в момент смерти.

Ученые выяснили природу предсмертных видений

«Свет в конце тоннеля», встречи с светящимися сущностями и умершими близкими нашли научное объяснение в работе американских медиков.

«Околосмертный опыт может объясняться подъемом электрической энергии, высвобождаемой, когда мозгу не хватает кислорода, — пояснил один из участников исследования, врач реанимационного отделения Лакхмир Чавла. — Когда кровоснабжение замедляется и уровень кислорода падает, клетки мозга производят последний электрический импульс. Возникнув в одной части мозга, он затем лавинообразно распространяется по всей его области, и это может вызывать необычные ощущения»

По словам Чавлы, он наблюдал рост электрической активности в мозгу не менее пятидесяти раз, когда его пациенты находились при смерти.

Ранее медики проанализировали высказывания больных, испытавших клиническую смерть, и нашли естественнонаучные объяснения всем упоминаемым феноменам. По мнению ученых, рассказы таких больных о «свете в конце туннеля» могут быть проявлением одной из форм токсического психоза — помутнения сознания вследствие ядов, образующихся в процессе умирания. У умирающего человека дольше всего сохраняются слуховые восприятия, когда участки мозга, отвечающего за работу зрения и двигательную активность, уже прекратили свою деятельность. Поэтому при умирании и оживлении (а не после смерти) больной слышит «голоса».

Что касается свидетельств некоторых умирающих о том, что перед ними с молниеносной скоростью проносятся картины всей прожитой жизни, то и здесь ученые нашли объяснения. Известно, что различные участки мозга угасают неодновременно. Процесс умирания начинается с более новых структур мозга, а заканчивается более древними (с точки зрения развития человеческого рода). Восстановление этих функций при оживлении протекает в обратном порядке — сначала оживают более древние участки коры головного мозга, а затем уже новые.

Поэтому в процессе возвращения к жизни человека в его памяти в первую очередь всплывают наиболее стойко запечатлевшиеся «картинки», имеющие яркую эмоциональную окраску. Подобные видения, считают ученые-медики, могут свидетельствовать о какой-то активности мозга после клинической смерти.

По данным «Росбалт» 2012

Документальный фильм Первого телеканала

Тайна воды и тайны психики

Год выпуска: 2006

Сначала о воздействии живых организмов на что–то вообще. Я знаю, и это проверено, что один живой организм может воздействовать на другой живой организм бесконтактным методом.

В фильме утверждается, что любая неотобранная выборка людей может, скользнув взглядом по этикетке на бутылке, изменить структуру воды. Причём, те люди, которые думают о чём-то своем, проходя и глядя на воду, почему–то влияния не оказывают. И не надо говорить, что раз об этом говорят много, то это правда и хорошо. Про «МММ» тоже когда-то много говорили.

Узнав из фильма про такой эффект, я подбил товарищей провести эксперимент. Были, конечно, вопросы. Автор фильма молчит «как рыба об лёд)))» про необходимое увеличение, при съемках структуры льда, скорости замораживания, вообще ничего конкретного о получении результатов нет. Наверное, «Секретный эксперимент», причём, нет сайта по фильму с этими данными. Сайт о фильме есть, но ничего конкретного там нет. Поэтому действовали исходя из того, что есть. У меня лично есть вот что. Микроскоп с увеличением до 900х (промежуточные 150, 300, 450), бытовой морозильник, вода, бутылочки разные, стёкла для микроскопа, «прикрученный» к микроскопу электронный фотоаппарат (прилеплен чуть ли не на жвачке, но главное щёлкает). У товарищей было почти тоже, разницы были в микроскопах (увеличением от 300 до 2400) и разрешением фотоаппаратов

Тайна подсознательной деятельности

«Тайны» психики без тайн. О таинственных явлениях человеческой психики.

В. И. Лебедев — доктор психологических наук, руководитель специальной медицинской и психологической подготовки первых космонавтов. Среди наиболее известных питомцев Владимира Ивановича — первый в мире космонавт Ю. А. Гагарин и первый человек, вышедший в открытый космос — А. А. Леонов. Во время работы с космонавтами В.И. Лебедев лично прыгал c парашютом, находился в барокамере, в самолетах, на которых создавалась ситуация невесомости и проч. Обобщение опыта своей работы и данных многочисленных исследований (в частности, наблюдений за полярниками в Арктике и Антарктике), легло в основу написания им диссертации на соискание степени доктора психологических наук «Особенности психологической деятельности в измененных условиях существования» (1983).

В восторженном самозабвенном состоянии, которое называют экстазом, человек, как утверждают теологи, реализует свою способность к непосредственному общению с «потусторонним миром», когда «вечные истины» постигают не с помощью разума, а в сверхъестественном озарении. С давних пор было замечено, что такое озарение имеет аналог в научном и художественном творчестве. Всемирно известный немецкий математик К. Ф. Гаусс писал: «Наконец несколько дней тому назад я преуспел, но не благодаря моим мучительным исканиям, а по божьей милости, я бы сказал. Как ударяет мол-ния, так была решена и загадка, я бы сам был не в состоянии доказать связь между тем, что знал раньше, и последними своими опытами, а также найти способ решения» (М. Арнаудов. Психология литературного творчества. М., 1970, стр. 355.).

В подобных случаях «озарения» мы имеем дело с подсознательной или с интуитивной деятельностью мозга. Она издавна ставилась в ряд так называемых мировых за- гадок и привлекала внимание прежде всего своей таинственностью. «Нужно подумать, это серьезная вещь» ,—сказал И. П. Павлов при обсуждении проблемы интуиции. («Павловские среды», т. II. М.— Л., 1949, стр. 227.)

Интерес к подсознательной деятельности мозга возрос в наше время в связи с потребностями новой науки, изучающей закономерности продуктивного, творческого или — если употребить термин, идущий еще со времен Архимеда,— эвристической (от древнегреческого «эврика»— «я нашел») деятельности. Опрос 232 американских ученых показал, что к 83% из них решение той или иной проблемы пришло как неожиданная вспышка интуиции.

В задачу эвристики входит не только познание закономерностей творческого мышления, но и разработка методов управления творческими процессами. Так в чем же состоят механизмы подсознательной деятельности человеческого мозга, обусловливающие феномен «озарения»?

Прежде чем отвечать на этот вопрос, обратимся к свидетельствам и фактам.

1. «Божественные истины», открывшиеся башмачнику

История знает немало случаев, когда фанатично верующим людям в состоянии экстаза открывались «божественные истины». Среди них были такие откровения, память о которых живет до настоящего времени, поддерживая веру мистически настроенных людей в возможность постигать в этом состоянии «вечные тайны», приобщаться к «тайнам бытия». В качестве примера можно привести колоритную фигуру немецкого философа-мистика Якоба Бёме (1575—1624).

Однажды глубоко верующий Якоб Бёме рассматривал дома оловянную посуду, разукрашенную замысловатыми фигурами. И вдруг, «дойдя до созерцательного со-стояния и исторжения своего астрального духа», как впоследующем писал Бёме, он был введен в «средоточие сокровенной природы» и в «свет божественного существа». Это было в 1600 г. Через 10 лет он снова впадает в религиозный экстаз. И если в первых озарениях его интуиции носили хаотический характер, то на этот раз все пришло в стройную систему, слилось воедино, и он «узрел божественный порядок вещей», «начало начал». «Божественные откровения» переполнили его душу, и он начинает писать книгу «Аврора, или Утренняя заря в восхождении. », содержание которой, как он утверждал, было «продиктовано самим богом».

«Я созерцал необъятную глубину этого мира,— писал Бёме,— наблюдал за солнцем, звездами, облаками, дож- дем и снегом, представлял себе мысленно все творение этого мира и находил добро и зло, любовь и гнев во всем — не только в людях и животных, но и в неразумной твари: в дереве, земле и стихиях. Я убедился, что добро и зло присуще всему: не только тварям, но и стихиям».

За первой книгой Бёме пишет вторую, третью. Он создает своеобразное учение о бытии как таковом и самобытную теорию познания. На всех страницах его произведений можно видеть, как религиозную душу философа терзает «проклятый» вопрос: как совместить истинную картину мира с идеей бога?

Мы здесь не будем рассматривать мировоззрение Бёме и анализировать его трактаты , а укажем только, что многих крупных мыслителей последующих веков поражали его мысли и «откровения». Гегель в своих «Лекциях по истории философии» подчеркивал безыскусность его трудов, «то достоинство, что здесь все налично, что он во всем, что говорит, исходит из своей действительности, из своей души» . Людвиг Фейербах пишет: «У Якова Бёме — глубокая, глубоко-религиозная душа. Но в то же время в его религиозное сознание проникло то значение природы, которое она приобрела за последнее время благодаря изучению естественных наук. »

A. И. Герцен в «Письмах об изучении природы» изумлялся: «Его вдохновенное, мистическое созерцание, истекавшее из святого источника, привело его к воззрению акой необъятной ширины, о которой наука его времени не смела мечтать,— к таким истинам, которые человечество узнало вчера, а Бём жил с лишком двести лет тому назад. И то же высокое учение Бёма, облекаясь в странные мистические и алхимические одежды, дало основу самым эксцентрическим, самым безумным отклонениям от простосердечного принятия истины. »

B. И. Ленин отмечал в «Философских тетрадях»: «Якоб Бёме = «материалистический теист»: он обожествляет не только дух, но и материю. У него бог материален— в этом его мистицизм». «Озарения» Бёме — вовсе не исключительный, хотя и примечательный случай; подобные примеры знает не только история мистики, но и история научного познания мира и художественное творчество. По свидетельству многих поэтов, писателей, ученых, в процессе творчества нередко испытываются подобные состояния одухотворения, или «озарения», которые человеком верующим могут быть восприняты как «божественное откровение».

Французский романтик Альфред де Виньи писал, что поэт присутствует как посторонний при том, что происходит в нем — непредвиденное, божественное. Но поэт именно тогда и создает настоящее произведение искусства, «когда он слышит таинственный голос. Он должен егождать. Никакое другое влияние не должно ему диктовать слова, они будут недолговечными» .

Великий Гете высказал подобную мысль следующим образом: «Все, что мы называем изобретением или от- крытием в высшем смысле, есть из ряда вон выходящее проявление, осуществление оригинального чувства истины, которое, давно развившись в тиши, неожиданно, с быстротой молнии ведет к плодотворному познанию. Это на внешних вещах изнутри развивающееся откровение, которое дает человеку предчувствие его богоподобности»

Болгарский поэт П. Яворов рассказывал: «Доходишь до чувства механичности творчества. Своеобразный спиритизм. Кто-то мне шепчет, диктует это, до такой степени, что испытываешь мучение, недовольство, в том смысле, что твоя работа как будто не тебе принадлежит, что ты только аппарат для написания ее. Настолько мало участие сознания человека в этой работе и настолько головокружительны эти процессы, что нельзя их охватить» ‘.

Виктор Гюго о некоторых своих стихотворениях говорил: «Бог диктовал, а я писал».Людей творческого труда поражала также внезапность, с какой приходят такие «озарения». Они нередко настигают художников и ученых, когда они, утомленные бесплодными поисками, бросают работу и отвлекаются совершенно посторонними делами. И вдруг во время этих занятий, никак не связанных с мучившими их проблемами, решение приходило как бы безо всякого усилия их мысли и воли, легко, без напряжения.

Французский математик А. Пуанкаре долго и бесплодно бился над очень трудной задачей. Утомленный, он так и оставил ее нерешенной и отправился в геологическую экспедицию. «Перипетии этого путешествия,— пишет Пуанкаре,— заставили меня забыть о моей работе. Прибыв в Кутанс, мы сели в омнибус для какой-то прогулки; в момент, когда я встал на подножку, мне пришла в голову идея без всяких, казалось бы, предшествовавших раздумий с моей стороны. . Из-за отсутствия времени я не сделал проверки, так как, с трудом сев в омнибус, я тотчас же продолжил начатый разговор, но я уже имел полную уверенность в правильности сделанного открытия.

По возвращении в Кан я на свежую голову и для очистки совести проверил найденный результат» ‘. Гете рассказывал, что многие стихотворения возникали в его сознании, когда он их совсем не ждал. «Заранее я не имел о них никакого представления и никакого предчувствия, но они сразу овладевали мною и требовали немедленного воплощения, так что я должен был тут же, на месте, непроизвольно, как лунатик, их записывать» 2. Подобные свидетельства можно было бы продолжить. Но все они только внешнее описание субъективных переживаний. Для того чтобы постичь сущность всякого рода «озарений», «откровений», «одухотворений», необходимо вникнуть в природу их возникновения и раскрыть психофизиологические механизмы этих необычных состояний.

2. Тайна подсознательной деятельности

В ходе мышления в мозгу человека происходят сложнейшие психофизиологические процессы по переработке накопленной (зафиксированной памятью) и идущей от органов чувств (то есть из внешнего мира) информации. Причем процессы эти происходят как бы на двух уровнях, я каждого из которых свойственны свои специфические особенности.

Первый уровень — дискурсивное (рассудочное) мышление. Оно характеризуется тем, что как отдельные его этапы, так и их логическая последовательность отчетливо осознаются думающим человеком, иначе говоря, «попадают в самоотчет». Свои мысли он может выразить в устной или письменной речи, которая представит собой связную цепь умозаключений.

И. П. Павлов считал физиологической основой сознания очаг (фокус) оптимального возбуждения в коре полушарий головного мозга. Этот «светлый» очаг (клетки его находятся в состоянии возбуждения) в процессе логического мышления как бы движется по коре полушарий, а клетки, не охваченные им, находятся в состоянии пониженной возбудимости. По мнению И. П. Павлова, именно такие отделы мозга с пониженной возбудимостью и обусловливают подсознательную деятельность, подготавливающую для сознания «сюрпризы» в виде готовых решений.

С этим явлением мы сталкиваемся на каждом шагу в повседневной жизни. Например, в ходе разговора вы хотите что-то вспомнить. Однако бывает, что как бы вы ни напрягали память, нужное нейдет на ум. Тогда вы говорите: «Подождите минутку, я вспомню» — и продолжаете разговор. И вот через некоторое время то, что вы так старались вспомнить, неожиданно «всплывает», как зара-нее приготовленный сверток, доставленный рассыльным из глубины подсознания.

Подсознательная деятельность особенно отчетливо проявляется у людей, которые могут в уме фантастически быстро производить математические операции, множить и делить, возводить в степень и извлекать корни.

Как объяснить эти феноменальные способности? Иногда это плод упорных тренировок. Можно, например, изучить таблицу умножения не до «девятью девять», а до «девяносто девятью девяносто девять». В других же случаях счетчики решительно не знают и не понимают, как это у них происходит, как они производят вычисления. Дано от природы, и конец. Тем, кто наблюдает за ними, так и кажется, что в их мозгу работает счетно-решающая машина, которая и производит математические операции.

Крупнейшему французскому психоневрологу Пьеру Жане удалось воспроизвести в эксперименте, как математические операции производятся без участия сознания. Он погрузил в гипнотическое состояние девушку по имени Люси и внушил ей, что когда она проснется, то начнет рассказывать ему о событиях какого-нибудь дня из своей жизни. А после того как он хлопнет в ладоши, она одновременно с рассказом начнет умножать 739 на 42. При этом она не должна смотреть на карандаш и бумагу рука сама произведет нужные записи. Опыт блестяще удался. Люси рассказывала о том, что она делала днем, и ни разу не остановилась. В это же время ее рука записывала соответствующие вычисления.

В связи с тем что вдохновение — неотъемлемая часть творческого процесса, многие были убеждены, что подсознательная деятельность вообще главное в творчестве. «Человек,— говорил Гете,— не удерживается долго в сознании и должен убегать в бессознательное, в котором заключены его корни». Такого же мнения придерживаются и многие современные зарубежные художники, особенно под влиянием основоположнике психоанализа вен-ского психиатра 3. Фрейда, утверждавшего, что «все душевные процессы, по существу, бессознательны. и сознательные процессы являются только как отдельные проявления нашей душевной деятельности»

Однако современная психология опровергает эту точку зрения, убедительно доказывая, что такое противопоставление бессознательного сознанию в корне неверно. Даже в обыденной жизни нетрудно установить, что под-сознательное и сознательное неотделимы друг от друга, что между ними нет непреодолимой пропасти. Очень часто то, что бывает вначале сознательным, в дальнейшем может стать подсознательным. Вспомним хотя бы, как мы учимся езде на велосипеде. На первых уроках все свои действия мы держим в поле ясного сознания. А затем, когда наши движения приобретают автоматизм, на-вык езды «погружается» в подсознание. И обычно, совершая прогулки на велосипеде, мы можем думать о чем угодно, разговаривать и т. д., вовсе не отдавая отчета в том, как работают наши ноги и руки. Но как только возникают какие-либо осложнения, мы вновь начинаем осознавать наши действия.

Взаимосвязь подсознательных и сознательных процессов мышления в творчестве четко проследил А. Пуанкаре в своих самонаблюдениях. Он пишет: «Роль этой бессознательной работы в математическом изобретении мне кажется несомненной, и ее следы можно найти и в других случаях, когда это менее очевидно. Часто, когда работают над трудным вопросом, с первого раза не удается ничего хорошего, затем наступает более или менее длительный период отдыха, и потом снова принимаются за дело. В течение первого получаса дело вновь не двигается, а затем вдруг нужная идея приходит в голову. Можно было бы сказать, что сознательная работа стала более плодотворной, так как была прервана и отдых вернул уму его силу и свежесть. Но более вероятно предположить, что этот отдых был заполнен бессознательной работой и что результат этой работы внезапно явился математику.

Есть еще одно замечание по поводу условий этой бессознательной работы: она возможна или, по крайней мере, плодотворна лишь в том случае, когда ей предшествует и за ней следует сознательная работа. Эти внезапные вдохновения происходят лишь после нескольких дней сознательных усилий, которые казались абсолютно бесплодными. Эти усилия, однако, не являются бесполезными, как это думают; они пустили в ход бессознательную маши-ну, без них она не пришла бы в действие и ничего бы не произвела. Необходимость второго периода сознательной работы после озарения еще более понятна» ‘.

Можно с полной определенностью сказать, что моменту «озарения» всегда предшествует период напряженной сознательной работы. П. И. Чайковский писал: «Весь секрет в том, что я работал ежедневно и аккуратно. В этомотношении я обладаю железной волей, и когда нет особенной охоты к занятиям, то всегда умею заставить себя превозмочь нерасположение и увлечься»

Такой предварительный период некоторые исследователи образно сравнивают с зарядкой лейденской банки, а ее разряд — с творческой вспышкой, порождающей новые научные открытия и шедевры искусства. Было даже эмпирически выработано своеобразное правило творчества: когда бьешься долго над проблемой и убеждаешься, что сейчас решить ее не удасться, полезно на время оставить ее, с тем чтобы вновь вернуться к проблеме через некоторое время. Отсюда ясно, что во время такой отсрочки («период инкубации») мозг не оставляет работы над решением волнующей человека проблемы, она продолжается, но только в подсознательной сфере.

Идея, из поля ясного сознания погрузившаяся в подсознание, не умирает, а развивается, преобразуется, обогащается и затем возвращается в сознание в более содержательном, созревшем и обоснованном виде. Великий русский физиолог А. А. Ухтомский писал, что несколько сложных научных проблем могут зреть в подсознательном рядом и одновременно, лишь изредка выплывая в поле внимания, чтобы от времени до времени подвести свои итоги.

Американский психолог Г. Уоллес, изучив и обобщив большой материал, выделил четыре стадии творческого процесса: подготовка, созревание, вдохновение и проверка истинности.

Возвратимся к «озарениям» Якоба Бёме. Он был, конечно, удивительным человеком, обладавшим незаурядными способностями. Его ум впитывал идеи «летающие в воздухе» в тот переходный исторический период и по- своему перерабатывал их. Это было время разложения средневековых устоев и брожения умов. Утратив веру в ряд основных догматов христианства, Бёме неистово искал разгадку мироздания. Это неистовство и привело его к «озарениям». И хотя он остался истинным сыном своего времени, не порвал окончательно с религиозным мировоззрением и проповедовал чисто мистические идеи, теологическим языком он высказал глубокую догадку о том, что закономерности природы заключены в самой природе.

Есть основания считать, что именно психическая встряска «озарения» и привела его к некоему гениальному прозрению. В таком случае возникает вопрос: как это можно объяснить?

Новые идеи, резко противоречащие установившимся стереотипным взглядам, часто воспринимаются при сво-ем появлении как нечто абсурдное. «Но парадоксально и то,— писал К. Маркс,— что земля движется вокруг солнца и что вода состоит из двух легко воспламеняющихся газов. Научные истины всегда парадоксальны, если судить на основании повседневного опыта, который улавливает лишь обманчивую видимость вещей» .

Вот тут-то и помогает творческое «озарение», интуитивное проникновение в суть неизвестного явления. Ведь если в зоне нашего сознания процессы мышления протекают обычно по ранее выработанным схемам, оперируют устоявшимися понятиями в соответствии с привычной логикой, то в зоне подсознательного они менее «дисциплинированны». Именно этот «беспорядок» и делает возможным создание неожиданных комбинаций, «сумасшедших идей», как выразился датский физик Н. Бор. Одна из таких идей «посетила» А. Эйнштейна, разработавшего свою знаменитую теорию относительности. Напомним, что утверждение об относительности пространства и времени многим физикам и философам казалось поначалу абсурдным.

О том, что скачок к новым идеям произошел у Эйнштейна в процессе напряженной работы и что сначала они ухватывались больше интуитивно, можно судить по его собственным высказываниям. «Для меня не подлежит сомнению,— писал он,— что наше мышление протекает в основном минуя символы (слова) и к тому же бессознательно. Если бы это было иначе, то почему нам случается иногда «удивляться», притом совершенно спонтанно, тому или иному восприятию. Этот «акт удивления», по-видимому, наступает тогда, когда восприятие вступает в конфликт с достаточно установившимся в нас миром понятий. В тех случаях, когда такой конфликт переживается остро и интенсивно, он в свою очередь оказывает сильное влияние на наш умственный мир. Развитие этого умст-венного мира представляет собой в известном смысле преодоление чувства удивления — непрерывное бегство от «удивительного», от «чуда»» .

Итак, процесс замыкания «невероятных» комбинаций в подсознательной сфере протекает особенно благоприятно при сильном ослаблении обыденного, стереотипного мышления — решение проблемы приходит на прогулках, во время игр и т. д. Подсознательная творческая деятельность мозга делает иногда находки и открытия в сновидениях. Во сне Д. И. Менделеев увидел принципиальную схему своей будущей таблицы, немецкий химик

Август Кекуле — формулу бензола. Сновидение подарило П. И. Чайковскому тему первого концерта. В сонной грезе Рафаэлю предстал образ его знаменитой Мадонны. Имеется много и других свидетельств об «откровениях» во время сна.

Несомненно, что он много раз прежде видел серебристые нити паутины. Тем не менее это не помогло ему сразу создать нужную конструкцию. Необходимо было вначале потрудиться над задачей, и лишь после этого паутина приобрела вид висячего моста в миниатюре. При этом ему казалось, что он нашел решение как бы без рассуждения, сразу увидел его воочию. Это и было проявлением интуиции: ведь по-латыни данное слово буквально означает «созерцание», «усмотрение», «видение».

Есть движущая сила, стимулирующая мозг работатьнад проблемами, искать новые идеи и образы, которые озаряют сознание неожиданным «откровением». Такой движущей силой является устремленность творчески одаренной личности к какой-либо социально значимой цели. Напряженный поиск научной истины, художественного образа всегда вырабатывает длительную установку личности и сопровождается мощным эмоциональным зарядом. О значении эмоций в познавательной деятельности

В. И. Ленин писал, что «без «человеческих эмоций» никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины» . Человек увлеченно сосредоточивается на определенном круге проблем и интересов. Если эта эмоциональная доминанта (установка) существует длительное время, то в процессе творчества постепенно выкристаллизовываются идеи, образы и мысли, связанные срешаемой проблемой. В какой-то момент, когда идея «созревает», в свете пришедшего «озарения» все, что называется, встает на свои места.

А как же тогда быть с «озарениями» мистиков? Конечно же некоторые из них обладали высокими творческими способностями, например тот же Бёме. Но следует напомнить: чтобы вызвать религиозный экстаз, то есть обеспечить у верующего «прорыв» эмоционально окрашенных представлений из подсознательной сферы, нужна горячая, нерассуждающая (то есть фанатическая) вера в сверхъестественное. Служители религиозных культов за многие века и тысячелетия выработали и применяют специальные приемы, например длительные посты и молитвы, возбуждающие танцы шаманов, ритмические звуки бубна, некоторые элементы системы йоги и т. д. Такие приемы, по существу, призваны отключить высшие отделы мозга — притупить сознание, держащее под своим контролем подсознательную сферу с ее буйным воображением, эмоциями и аффектами.

Как видим, несмотря на общность чисто психофизиологических механизмов религиозного «озарения» и одухотворения, вдохновения, которое люди нередко испытывают в процессе научного или художественного творчества, эти состояния по самой своей сути имеют коренное различие — в первую очередь в направленности и в ко- нечных результатах. Если религиозный экстаз убеждает людей в ложности реального мира, порождает фанатизм, то творческое одухотворение художников и ученых рож-дает вполне реальные общественные ценности — великолепные произведения искусства, выдающиеся научные открытия, которые несут людям радость и новое знание о мире.

Вот почему мы с полным правом можем сказать: именно такое одухотворение и есть настоящее «озарение». И ни с богом, ни с другими несуществующими сверхъестественными силами оно не имеет ничего общего. Не все тайны этого явления раскрыты, но нераскрытое кроется во вполне материальном источнике — в нашем мозгу, в психологических закономерностях, которые ученые познают все глубже.

Источники:
ВЕЛИКИЕ ТАЙНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ
НЛО МИР — интернет-журнал о тайнах НЛО и пришельцев, странных существах, Unidentified Flying Object (UFO) — означает неопознанный летающий объект или НЛО
http://nlo-mir.ru/bezrubriki/20149-velikie-tajny-chelovecheskoj-psihiki.html
Желтое Солнечное Семя
Ученые о душе человека
http://kanahau.ru/uchenie-o-dushe.html
Тайна воды и тайны психики
Год выпуска: 2006 Сначала о воздействии живых организмов на что–то вообще. Я знаю, и это проверено, что один живой организм может воздействовать на другой живой организм бесконтактным методом.
http://www.proza.ru/2011/10/31/129
Тайна подсознательной деятельности
Подсознательная деятельность особенно отчетливо проявляется у людей, которые могут в уме фантастически быстро производить математические операции.
http://classicalhypnosis.ru/stati-o-gipnoze/tayna-podsoznatelnoy-deyatelnosti.html

COMMENTS