Техника медитации

Какую технику медитации выбрать для себя?

Здравствуйте. В этой статье я помогу определиться с выбором техники медитации, как и обещал. На моем сайте представлены несколько видов медитации, это медитация с индийской мантрой, которую практикую я. Также я перевел с английского шесть лекций о медитации, которые читали известные мастера этой практики. С лекциями вы можете ознакомится по ссылкам из этой статьи. В каждой из них представлена определенная техника медитации.

Так какую же медитацию выбрать? Что подойдет лично вам? Сложно ориентироваться в море различных учений и техник, когда каждая из них предлагает что-то отличное от других. Ну что ж, давайте я облегчу вам выбор. Для начала следует уяснить, некоторую вещь.

Не существует большой разницы между различными техниками медитации

Разные техники медитации, на самом деле, мало чем друг от друга отличаются в плане эффекта и общего принципа воздействия на организм. По крайней мере, те из них, которые основаны на концентрации на образе, слове, дыхании. Я не включаю сюда всякие экзотические медитации. Получается, что выбор наиболее подходящей медитации намного проще, чем вам кажется.

Я считаю, что различие эффектов разных школ медитации только мнимое и продиктовано отчасти верой в уникальность собственной техники, со стороны того, кто ее представляет, а отчасти неким подобием маркетинговой политики. Объясню почему. Преподаватель одной школы может заявлять, что его медитация позволяет расслабиться, следующий говорит – что его техника откроет в вас любовь к жизни, третий обещает улучшение здоровья. Один советует читать мантру, второй представлять светящуюся точку, третий – концентрироваться на дыхании.

Видеть тут большую разницу, это все равно, что по-разному оценивать эффект двух лекарств от головной боли, если в растворе одного из них содержится сахар, экстракт смородины для улучшения вкуса и анальгин, а в другом – витамин С, экстракт черники и анальгин. Первое в зеленой упаковке, вторая в синей с желтыми кружочками.

Понятно, что оба лекарства помогут от головной боли одинаково, так как и там и там сдержится анальгин, а все остальные добавки, влияют только на вкус и, также как и оформление упаковки, присутствуют там только для того, чтобы выделить этот продукт среди массы одинаковых товаров на рынке.

Примерно то же самое делают учителя медитации, они пытаются представить свой продукт как уникальный. Но, несмотря на это, те лекции, что я перевел в рамках цикла Meditationfest, являются очень ценными и в них дается масса полезных советов и интересных техник. Например пятиминутные медитации с утра и перед сном.

Что касается рекомендаций по поводу того как надо медитировать и что дает медитация, то мне в это отношении показалась интересной лекция гималайского гуру Свами Веды Бхарати, который рассказывает каким образом возможно остановить внутренний диалог и говорит о том, можно ли засыпать во время медитации. И я получил огромное удовольствие от лекции Джеды Мали, в ней она говорит о том как медитация помогает избавится от иллюзий, которым все мы подвержены и о физиологических аспектах работы мозга в медитативном состоянии.

Но, тем не менее, на мой взгляд, все эти разные техники медитации, также основываются на схожих принципах. Что бы вы себе не представляли фиолетовый огонек или пространство, заполненное звездами, на чем бы вы не фокусировали ваше внимание на мантре или на дыхании, все равно, в основе всего этого лежит один общий принцип. Когда вы удерживаете внимание на чем-нибудь одном, вы останавливаете весь тот поток мыслей, который присутствует в вашем обычном состоянии, вы заменяете его какой-то одной фразой или образом.

Этот волевое упражнение очень сильно помогает расслабиться, привести мысли в порядок и разгрузить мозг от избыточной информации. Вы впадаете в состояние покоя, когда все мышцы вашего тела полностью расслаблены, вас разум направлен в одну точку, он отдыхает, его не терзают сотни мыслей и не охватывают заботы. Если заниматься этим каждый день, то через некоторое время вы почувствуете улучшение самочувствия, спокойствие, пробуждение сознания, которое может повлечь даже некоторую переоценку ценностей. Вы поймете, что стали лучше контролировать свое тело, начали прислушиваться к своему разуму, а не идти на поводу у страстей. В общем и целом эффект медитации намного шире и глубже, чем вы себе можете представить.

Медитация дает намного больше, чем вы себе можете предположить

Я начал заниматься медитацией в надежде на то, что она подействует на меня в качестве антидепрессанта: избавит от депрессии и постоянной тревоги, которые мучили меня уже несколько лет. И через какое-то время я избавился от душевной хандры, приступов тревоги и паники (панических атак) посредством медитации, как того и желал. Сейчас мое душевное состояние можно охарактеризовать как ровное, стабильное и постоянно приподнятое без заметных колебаний в ту или иную сторону. Я научился расслабляться и перестал нуждаться в алкоголе, курении или чем-то еще, для того чтобы успокоиться или поднять себе настроение.

Но я даже и предположить не мог, что эта практика даст несравненно больше чем просто избавление от депрессии и стабилизация эмоционального фона. Она позволила более трезво взглянуть на себя, на свои недостатки и провести большую работу над собой без которой не было бы этого сайта со всеми его статьями и выводами. Возможно позже я напишу, о том, что я получил от медитации (уже написал), так как эта тема отдельной статьи, но дала она мне очень много и способна дать и вам. И поэтому сейчас я твердо убежден в том, что если человек не медитирует, то он добровольно отказывается от целой массы преимуществ, которые способна медитация дать , может даже обрекает себя на страдания и жизнь менее счастливую и полную, чем та, которая была бы у него, если бы он медитировал.

Подробней о том, что мне дала медитация, в статье по ссылке.

Но ладно, мы не много отвлеклись. Продолжим. Итак, что касается отличий разных типов практики: не правда что одна техника медитации помогает расслабиться, а вторая, улучшит здоровье. Любая медитация поможет вам достичь всего этого сразу и не важно какую из них вы выберете.

Короче если идет речь о выборе конкретной техники, то я бы не сказал, что к нему следует подходить с особым тщанием, берите то, что ближе вам. Я думаю, что можно даже допустить определенный простор для творчества: вы можете сами придумать, что будете представлять, когда медитируете, а можете совмещать в рамках одного сеанса несколько разных техник! Главное при этом не упустить общий принцип: вы должны максимально расслабиться, стараться ни о чем не думать, погрузиться в молчаливое созерцание образа в вашем воображении или слова, молитвы, освободиться от забот, воспоминаний и планов на время сеанса.

Лично я практикую 20-минутную медитацию с мантрой, это простая медитация, нет ничего сложного, чтобы ей овладеть. Ссылку я дал в начале статьи. А со списком индийских мантр можете ознакомиться по данной ссылке. Я сочетаю медитацию с коротким, двух минутным дыхательным упражнением, чтобы быстрее расслабиться. Вы можете использовать такую же технику, можете делать по-другому, но я бы рекомендовал все таки читать мантру если вы сами не знаете что выбрать, хотя, большой разницы, как я говорил, нет.

В некоторых лекциях, в том числе в тех, переводы которых я публиковал на этом сайте, рекомендуют концентрироваться на энергетических потоках, которые циркулируют внутри тела. Я не сторонник такой медитации, так как не могу быть уверен в существовании таких потоков. Но опять же все это ваш выбор.

На этом пожалуй все, что касается выбора техники медитации. Здесь я говорил о том, что существуют разные способы медитировать и, на мой взгляд, они особо друг от друга не отличаются в плане эффекта и основываются на общем принципе. Это касается разных техник. Естественно, я даже не касаюсь таких нонсенсов как медитация любви, или медитация денег , т.е. такие виды практики, которые якобы призваны привлечь деньги или любовь.

Конечно же медитация привлекает деньги и любовь , но опосредованно, если вы занимаетесь практикой, то со временем вы становитесь более уверенным в себе, морально сильным и независимым. Располагая такими качествами добыть деньги или найти любовь, намного легче, чем тогда, когда таких свойств у вашей личности нет.

Но я сомневаюсь в том, что можно непосредственно привлечь деньги какой-то молитвой, во время медитации. Убежденность в таких магических свойствах мантры или молитвы — отражение архаичной и корыстолюбивой веры в то, что боги станут делать вам подачки, находить вам любовного партнера и выступать в роли финансового спонсора, если вы их об этом попросите.

Медитация — это не просьба, обращенная к неведомому высшему разуму, не волшебный способ, позволяющий, заполучить какую-то вещь, а метод саморазвития, упражнение концентрации и расслабления, которое несомненно улучшит вашу жизнь, но только, когда вы сами приложите для этого усилия, а не при помощи подачек от богов. Все зависит только от вас и свою жизнь строите только вы, не стоит ждать небесной милости, или подарков судьбы, за все несете ответственность вы сами.

Простейшие техники медитации для новичков: меняем жизнь за 5 минут в день

Порой трудно подыскать точное слово для описания того или иного ощущения. Не тратьте времени на такие размышления. Если вам не удалось интуитивно, сразу понять что такое техника медитации для начинающих, то эту роль вполне сыграет и простейшая практика.

Наиболее важным звеном медитации является осознание. Регистрация вниманием текущих впечатлений (ментальные отметки) есть не более чем вспомогательный приём для точной настройки ума на объект с целью прочувствовать ощущение и заметить, что с ним происходит в процессе наблюдения за ним.

Может, например, возникнуть сильная боль в спине или в коленях.

Когда ощущение перестаёт доминировать, опять вернитесь к своим формулам вдоха и выдоха (внутрь наружу или вверх-вниз или вдох выдох). Старайтесь удерживать ум в равновесии, в том мягком, расслабленном состоянии погруженности в текущий момент, при котором сознание, однако, не теряет предельной бдительности и точности. Спокойно от момента к моменту, отмечайте любое новое впечатление, а затем, когда ничто более не выходит на передний план, отзывая фокус на себя, возвращайтесь к дыханию как к приоритету техники медитации.

Вы замечаете «страх», или «нетерпение», или «беспокойство», и вот растёт ли это состояние при разглядывании его, или оно слабеет, или исчезает? Если в теле возникают приятные ощущения, которые вас радуют или, привлекая, привязывают к себе, то отмечайте и это.

Нет необходимости специально искать предмет внимания в медитации для начинающих. Поддерживайте тонус осознающей мысли не мудрствуя, оставаясь на почве своего приоритета техники для начинающих, и лишь по мере самостоятельного появления в поле сознания других предметов уделяйте им внимание. Практически задача состоит не в том, чтобы выискивать что-то особенное, и не в том, чтобы пытаться что-то особенное вызвать, она заключается просто в бдительном наблюдении за тем, что фактически имеет место.

Отметьте про себя, когда именно вы осознали постороннюю мысль, но сделайте это без самоосуждения, без оценки. В какой бы момент развития мысли ум ни осознал её, спокойно отметьте это себе как «мышление» и затем мягко вернитесь к дыханию. Подобным же образом, если в сознании, возникнут образы или картины, отметьте это как «образ», если на передний план выходят звуки, отметьте их как «слух».

Мы начинаем с дыхания, открываясь чувству или ощущению каждого акта дыхания, каждого движения грудной клетки или живота вверх или вниз, или прохождения воздуха через нос внутрь или наружу, и нас не отвлекает ожидание того, как тот или иной вдох или выдох должен происходить, мы не стремимся навязать процессу определённый режим и не думаем о том, каким должно быть ощущение.

Дыхание — вот главный акцент медитации для начинающих, будьте «с ним» и «в нём», если нет ему в данный момент сильного конкурента, в противном случае ждите, когда последний ослабеет, и опять возвращайтесь к дыханию. Если ум рассеян или спутан и затрудняется в выборе техники медитации, то и в этом случае сфокусируйте внимание на вдох (вверх — вниз). Когда же ум почувствует большую сосредоточенность и устойчивость, вновь подарите осознанность всему разнообразию сменяющихся аспектов: дыханию, звукам, чувствам, мыслям, образам, интенциям, отмечая каждый из них при его появлении.

Бывает, что ум оказывается в затруднении перед избытком, являющихся ему предметов не может выбрать для себя мишени. В таком случае отметьте себе этот тип затруднения и вернитесь к дыханию как к своему якорю. Дыхание как аспект наблюдения в технике для начинающих полезно в качестве основной зацепки, ибо оно почти всегда присутствует. Когда ум почувствует себя сосредоточенным на дыхании, вернитесь к регистрации других, событий, появляющихся в поле внимания при медитации для начинающих.

Ведь если мы их не осознаем, то они станут подсознательными фильтрами, накладывающимися на опыт, и мы будем все воспринимать с эмоциональным искажением. Иногда они могут быть связаны с мыслями или образами либо же со вполне конкретными телесными чувствами. Могут присутствовать чувства счастья и грусти, фрустрации и гнева, досады, весёлости, интереса, волнения, беспокойства, страха и т.д.

Отметьте, что это за впечатление. Тепло это или холод, тяжесть или лёгкость, и т. д. Быть может, это вибрация? покалывание? Приятно ли это или болезненно?

Как только вы осознаете присутствие такого положения, или эмоции, или настроения, сразу же особо отметьте этот факт, дабы не раствориться в этом положении, не отождествиться с ним. Эти ментальные состояния появляются и уходят, как любые другие этапы техники медитации. Они не составляют «Я», не являются «самим мною», они не принадлежат никому. При изучении техники для начинающих просто отметьте себе такое состояние, как внешний объект, оставайтесь открытыми для восприятия его и когда оно перестанет доминировать, возвращайтесь к чувствам в теле.

Они глубоко связаны с жизнью сознания, и потому так просто потеряться в них, идентифицировать себя с ними. Прикладывайте специальные усилия в медитации, чтобы заметить эти особые состояния ума. Чем быстрее мы их обнаружим с момента их возникновения, тем меньше их власть.

Помимо таких, объектов внимания, как тело, звуки, мысли, образы, эмоции и особые, состояния ума, есть ещё один ментальный фактор, весьма достойный выделения и бдительной регистрации при медитации, поскольку он играет решающую роль для открытия путей к более глубокому прозрению. Это улавливание сознанием и взятие на заметку тех или иных импульсивных действий.

Само собою тело не двигается его движения вызываются определёнными импульсами или волей. Итак, прежде чем начать некоторое телесное движение, постарайтесь уловить интенцию шевельнуться или встать, или изменить позу, повернуться, дотянуться до чего-либо.

За миг до этих движений всегда имеет, место волевой акт в сознании. Интенция феномен очень тонкий. Это не тот поддающийся внутреннему ощупыванию дискретный объект, каковыми являются мысль или образ, хронологически расчленяемые на фазы возникновения, присутствия и ухода. Вначале интенция может переживаться просто как пауза перед началом самого движения. Если вы схватите умом эту паузу, признаете её имеющей место, и отметите этот факт как «интенцию», то цель будет достигнута.

Научиться осознавать такие интенции в медитации важно по двум причинам.

  • Во-первых, это освещает и вскрывает причинно-следственные отношения между умом и телом. Это один из фундаментальных законов, ведущих к более глубокому, пониманию. Развёртывание процесса, связывающего ум и тело в единство, происходит естественным, образом, и один из законов, описывающих этот процесс, ость закон причины и следствия. Констатируя интенцию мы этот процесс начинаем понимать.

Тело движется в результате интенции, интенция причина, движение следствие. Отмечая это в своём опыте, мы начинаем видеть порядок вещей все более отчётливо.

  • Во-вторых, регистрация умом интенции помогает нам вскрыть и понять безличную природу процесса «ум — тело». Ведь даже когда мы наблюдаем за чувствами, мыслями, образами и эмоциями и начинаем видеть, что все эти объекты суть просто элементы наблюдаемого нами театрального действа, мы все же можем ещё оставаться при иллюзии, отождествляя себя с устроителем этого зрелища или режиссёром его, с тем, кто подаёт команды актёрам.
  • Мы как бы безвольно погружены, в омывающий нас поток каждого момента и в то же время бдительно открыты всем подробностям каждого вдоха. Наше бдение ищет ответов: Каково ощущение этого подъёма грудной клетки или этого втекания воздуха внутрь? Как ведут себя чувства при этом? Продолжителен или краток акт, плавен он или неровен, поверхностен или глубок, сопровождается ли, тяжестью, давлением, покалыванием?

    Нет необходимости перечислять весь набор вероятных качеств. Простого условия открытости впечатлениям при длительной работе внимания достаточно, чтобы характерные черты каждого дыхательного акта явили сами себя. Итак, мы погружаемся в это положение бдительной созерцательности с ментальной установкой начинающего практику человека на наблюдение, за каждым актом своего вдоха, которые он обозначает для себя формулами: «вверх-вниз» или «внутрь — наружу» и т. д.

    Надо, чтобы ваш ум сохранял для любых ощущений максимально высокую восприимчивость. Отмечайте, что с ними происходит, когда вы их пристально наблюдаете. Усиливаются они или ослабевают? Не исчезают ли? Не становятся ли более пространственно разлитыми? Наблюдайте происходящее без предуготовленной модели, без ожидания вероятной картины. Просто будьте с тем, что есть. Когда же ощущения начнут уходить на задний план, вернитесь снова к дыханию.

    Поддерживайте в уме особое состояние бдительности по отношению к различным ментальным феноменам и отмечайте про себя: «мышление» или «видение», как только вы осознаете присутствие мысли или образа. Наблюдайте, что происходит с этой мыслью или этим образом под прожектором вашего внимания. Остаются они или исчезают? И если они исчезают, то делают ли это быстро, или медленно?

    Когда же мысль (или образ) потеряет свою доминирующую силу, вернитесь к осознанности вдоха. Этот переход от объекта к объекту должен быть плавным, ритмичным и не напряжённым. Не нужно специально ждать появления или активно искать очередного объекта внимания, следует лишь поддерживать то состояние открытости и бдения, при котором любое заявившее о себе впечатление становится объектом осознания.

    Пусть все объекты впечатления тела и ума появляются и уходят сами собой. Наша практика состоит в том, чтобы просто погрузиться во внутреннее созерцание и в каждом текущем моменте отмечать любое новое впечатление, не внося рассудочных суждений, не интерпретируя и не оценивая. Есть лишь простое, обнажённое, констатирующее внимание, к происходящему.

    Сохраняйте осознанность по отношению к различным ментальным состояниям, включая эмоции. Эти состояния менее резко выражены, чем другие объекты. У них нет столь чёткого начала, середины и конца и тем не менее они могут стать весьма важными объектами опыта. Поэтому, если какое-то состояние ума эмоция, настроение обретает особенную силу (назовём печаль, гнев, счастье, желание, беспокойство, волнение, жгучий интерес, восторг, радость и т. д.), то не упустите возможность отметить это ментальное состояние и, пассивно предаваясь созерцанию его, но в него не вовлекаясь, наблюдать и видеть, что оно тоже есть лишь один из элементов этого спектакля. Это состояние возникает, некоторое время существует и уходит, уходит, как и все прочее.

    Источники:
    Какую технику медитации выбрать для себя?
    Какую технику медитации выбрать для себя? Эта статья поможет определиться с выбором правильной техники медитации, которая подойдет вам.
    http://nperov.ru/meditaciya/kakuyu-texniku-meditacii-vybrat-dlya-sebya/
    Техника медитации для начинающих
    Техника медитации для начинающих позволяет быстро и эффективно добиться положительных результатов практики избегая ошибок и не верных действий
    http://yogah.ru/praktika/meditatciia/texnika-meditacii-dlya-nachinayushhix.html

    COMMENTS