Цепь питания в пустыне

Окружающий мир 4 класс

Окружающий мир 4 класс. Как составить цепи питания в пустыне?

Окружающий мир 4 класс. Как составить цепи питания в пустыне?

Окружающий мир 4 класс.**Цепи питания в пустыне.**

В пустыне как и в любой природной зоне существуют цепи питания, но в каждой есть свои особенности, но в любом случае кто-то кого-то ест и так бесконечно.

В данном случае могут быть такие пищевые цепочки:

В саванне возможна такая пищевая цепочка:

Рассмотрим самую длинную пищевую цепочку от маленького паучка пустыни до человека

Также взяв любое растение пустыни можно выстроить пищевую цепь самостоятельно, так как это растение обязательно кто-то есть, даже если это колючка, а тот кто ест растение, его тоже кто-то ест и почти все пищевые цепи заканчиваются на человеке.

Пищевую цепочку можно составить по определенной схеме, а потом в эту схему вставить обитателей пустыни.

А схемы могут быть такими:

  • растение — растительноядное животное — плотоядное животное
  • насекомые — птицы — хищники

Цепь питания, характерная для пустыни

Верблюжья колючка — верблюд — гепард

Колосняк — тушканчик — гадюка

Скорпион — ящерица — варан

Часто составляя цепи питания для пустыни обращаются к африканским пустыням, но ведь пустыни имеются и значительно ближе — например в Средней Азии. Впрочем, для любой цепи питания пустыни есть свои закономерности — бедный растительный и животный мир, почти полное отсутствие разрушителей.

Редкие растения пустыни становятся пищей немногочисленных травоядных животных, которые в свою очередь становятся жертвой хищников, среди которых встречается и человек.

Верблюжья колючка или саксаул — верблюд — человек — биологические отходы — жуки.

Насекомое — ящерица — змея — орел.

Трава — заяц — пустынный волк — останки — бактерии.

Окружающий мир 4 класс

1. Поставь знак + около высказываний, с которыми ты согласен.

+ У растений пустыни длинная мощная корневая система.

— В пустыне часто идут дожди

+ В пустыне бывают песчаные бури.

+ Днём многие животные пустыни зарываются в песок.

— Животные пустыни не могут долго обходиться без воды.

— У растений пустыни крупные, широкие листовые пластины.

+ Многие животные выходят на охоту ночью.

— Культурные растения страдают от неумеренного полива.

+ В заповеднике "Чёрные земли" есть участки полупустынь и пустынь.

3. Найди в дополнительной литературе материал о каком-нибудь растении или животном пустыни. Расскажи о нём на уроке.

Тушканчики, маленькие животные, относящиеся к отряду грызунов и обитающие в пустынных, полупустынных и степных регионах мира.

Все тушканчики напоминают по внешности мышей с той лишь разницей, что у тушканчиков очень короткие передние конечности, и эти зверьки не пользуются ими при передвижении. Кроме того, все тушканчики – обладатели больших ушей.

Зверек – трудолюбивый землекоп, без устали роющий норы даже в самом плотном грунте.

Питается тушканчик преимущественно растительной пищей, но не отказывается от насекомых и их личинок.

Тушканчик активен ночью, а дневное время проводит в норах.

У всех тушканчиков много природных врагов. Поэтому они приспособились спасаться от хищников бегством с помощью прыжков и, прячась в норы, где они пережидают дневной зной и зимние холода.

4. Составь и запиши цепь питания, которую можно наблюдать в пустыне.

Колосняк — Песчанка — Песчаная Эфа (змея)

Верблюжья колючка — Верблюд

Травы — Сайгак — Пустынный волк

Муравьи — Ящерица круглоголовка — Песчаный удавчик

5. Найди в каждом ряду лишнее слово. Вычеркни его.

Верблюжья колючка, колосняк, ковыль , джузгун.

Песчанка, хомяк , тушканчик, ушастый ёж.

Верблюда называют "королём пустыни". Свою еду и питьё верблюд носит с собой! В течение четырёх дней перед началом очередного путешествия верблюд только и делает, что ест и пьет. Он ест так много, что на спине животного поднимается толстый, весом до 45 кг горб, который является жировой "кладовой" верблюда и используется им во время путешествия. К тому же вдоль стенок живота верблюда расположены небольшие полости, по форме напоминающие фляги. Здесь хранится запас воды. Благодаря этому верблюд может выдерживать многодневные переходы от одного источника воды к другому, а без пищи может обходиться даже дольше, питаясь запасами жира из своего горба.

Что ты узнал из текста о верблюде? Озаглавь текст. Запиши название.

Составь 2-3 вопроса по тексту. Запиши их. Задай вопросы своему соседу по парте.

Перед началом путешествия, что делает верблюд?

Что находится на спине верблюда?

Сколько весит горб верблюда?

Для чего горб у верблюда, как он его использует?

Где хранятся запасы воды у верблюда?

Благодаря чему верблюд может выдерживать многодневные переходы по пустыне?

7. Узнай обитателей и растения пустыни и впиши их названия в сетку кроссворда.

8. Запиши, какие экологические проблемы возникают в зоне пустынь из-за деятельности человека.

Засоление почв. В ней накапливается очень много соли. От этого снижается урожай, а в некоторых местах растения совсем не могут расти.

Подвижные пески. Засыпают поля, дороги, постройки. Причина этого — перевыпас. Животные съедают и вытаптывают растения, которые закрепляют пески.

Схема цепи питания характерной для пустыни

Давайте сначала разберемся, что такое цепь питания? Цепь питания — это определенный набор видов животных и другого, собранных в звенья, где для каждого следующего звена пищей является предыдущий. Цепи, по своей сущности не очень длинные, обычно состоят из 4-6 звеньев.

А теперь приведем пример, того как должна была выглядеть цепь питания в пустыне. Ну чтобы создать такую цепь, нужно знать какая флора и фауна обитает в пустыне. Как ни странно, но в пустыне представлена очень большое количество разнообразных растений, животных, насекомых, птиц.

Можно привести такой пример саваны:

  • Насекомые — Муравьед — Шакал — Лев, Ягуар, Тигр;
  • Нектар цветков — Насекомые (бабочки) — Пауки — Мелкие млекопитающие — пернатые хищники.

Теперь можно воссоздать схема цепи питания характерной для пустыни:

Жук — Паук — Многоножка — Скорпион — Ящерица — Варан — Удав — Человек.

В данном случае мы рассмотрели пример именно в песчаной пустыне.

Цепь питания в пустыне

Чтобы дать ответ на данный вопрос, для начала следует дать определение самой «цепи питания» и что она из себя представляет. Цепь питанияэто определённый набор (последовательность) видов, собранных в звенья, где для каждого последующего звена источником пищи является предыдущее.

Данные цепи по сути своей не длинные, состоят из 4-6 звеньев. Всё дело в том, что энергия имеет свойство иссякать и её попросту будет недостаточно на длинную цепочку организмов.

Теперь давайте постараемся привести пример того, какой бы могла быть цепь питания в пустыне. Для начала, необходимо знать какая флора и фауна представлена в пустыне. Она очень разнообразна, там представлена широкая разновидность растений, животных, насекомых, птиц и пресмыкающихся.

  • Растительный мир – Травоядные млекопитающие, которые оставляют продукты своей жизнедеятельности – Насекомые, которые питаются экскрементами (Жук) – Ящерицы – Птицы;
  • Растительный мир – Травоядные млекопитающие – Хищники, которые погибают по ряду причин – Падальщики – Насекомые, которые питаются падалью;
  • Растительный мир – Травоядные млекопитающие, которые погибают по ряду причин – Насекомые-падальщики;

Также, можно привести пример саваны:

  • Насекомые (муравей) – Муравьед – Шакал – Хищные млекопитающие (Лев, Ягуар, Тигр);
  • Нектар цветков – Насекомые (бабочки) – Паук – Мелкие млекопитающие – Хищные пернатые.

Характерные примеры с названиями конкретных животных и растений​ в цепочке.

  • Короткая схема из трёх звеньев: Трава Полынь ⇒ Пустынный тушканчик ⇒ змея песчаная Эфа
  • Длинная схема: Маленький паучек ⇒ Многоножка ⇒ Скорпион ⇒ Сетчатая ящурка ⇒ Варан ⇒ Удав ⇒ Человек. То есть Мы продемонстрировали Вам цепочку аж до человека.

​Последнюю Мы создали и представили Вам в виде картинки , чтобы было наочно понятно. Вот смотрите и пользуйтесь.

Не верите, что Удав может съесть варана? Пожалуйста, смотрите последний этап поглощения. Фото №1.

Выше представлены примеры того, какой может быть цепь питания в определённом регионе. В данном случае, была выбрана песчаная пустыня.

Но есть и такое понятие, как арктическая пустыня. Это холодный регион, там где также тяжело выживать живым организмам. Однако, все такие есть такие, которые приспособились к низким температурам. Представлю Вам одну такую. Следующая пищевая цепочка состоящая из 5 звеньев.

Водоросли ⇒ Обыкновенные рачки ⇒ Рыбы (например Треска) ⇒ Обыкновенный тюлень ⇒ и конечно же Белый медведь замыкает цепочку.

Некоторые ученики спрашивают, а есть ли настоящие песчаные пустыни в России? По большому счету нет таких. Если и есть области, то они скорее напоминают степи и не более. Поэтому, развивать тему относительно России больше не будем.

Вы (по большей части ученики посещающие уже 4 класс) также можете дополнять наши примеры в комментариях к статье. Будем за это очень благодарны.

Источники:
Окружающий мир 4 класс
Окружающий мир 4 класс. Как составить цепи питания в пустыне? Окружающий мир 4 класс.**Цепи питания в пустыне.**В пустыне как и в любой природной зоне существуют цепи питания, но в каждой
http://info-4all.ru/obrazovanie/okruzhayushij-mir-4-klass-kak-sostavit-cepi-pitaniya-v-pustine/
Окружающий мир 4 класс
Окружающий мир — портал посвященный изучению школьного предмета обо всём, что нас окружает. Для школьников 1, 2, 3, 4 классов
http://okrugmir.ru/class4/class4_155.php
Схема цепи питания характерной для пустыни
Схема цепи питания характерной для пустыни. Флора и фауна пустыни. Цепь питания пустыни. Какие животные обитают в пустыни. Какие растения обитают в пустыни.
http://pristor.ru/sxema-cepi-pitaniya-xarakternoj-dlya-pustyni/
Цепь питания в пустыне
Цепь питания в пустыне — пример
http://smexota.net/all/02-2013/519fbd94a4.php

COMMENTS